Теоретические вопросы        18 сентября 2013        77         0

Амарнская реформа

Время Амарнской реформы — самый любопытный момент в истории древнего Египта. Неспроста этому весьма маленькому периоду посвящено большое количество научных работ. Разносторонние аспекты этой эпохи влекут исследователей, которых интересуют вопросы «религиозной реформы», «искусства Амарнской эпохи» и т. д.

Но, быть может, несколько односторонне выделять и как-то особо изолировать слишком краткий период Амарнской реформы, связанной непосредственно со временем Эхнатона. Амарнская реформа — эпизод в той начальной истории «нового царства», которая, по старому обозначению по династиям, связана с правлением фараонов 18-й династии. В эту эпоху Египет, сбросивший иноземное иго, переходит от обороны к нападению. Представители новой династии ведут великодержавную, завоевательную политику, посылая свои полчища на восток и юг. Не только в целях обороны границ, но и для захвата богатств Малой Азии (главным образом Сирии) и загадочного Пуиша ведут свои бесконечные войны Тутмосы и Аменхотепы. Египетская экспансия выходит далеко за пределы Нильской долины. И Передняя Азия, и южный берег Африки, и Эгейский мир считаются с грозной и воинственной державой фараонов.

Создается большая военно-бюрократическая монархия с сильной властью фараона, с большим военным бюджетом, с широкой внешней политикой, с определенными колониальными устремлениями.

Факт египетского империализма налицо.

Ко времени Аменхотепа IV (Эхнатона) завоевательная шумиха замолкает. На востоке появляются новые политические образования, серьезно противодействующие дальнейшим египетским продвижениям. С другой стороны, внутри государства обостряется борьба между самодержавной властью фараонов и крупно-владельческим жречеством, не желавшим выпускать из своих рук социально-политического влияния. Усилившийся, благодаря войнам, монархический авторитет фараона сталкивался со старыми привилегиями жречества. Жречество, владея колоссальными земельными угодьями (особенно жречество Амона) непрестанно накопляло богатство и, оперируя им, являлось большой социальной силой. Бесконечные походы, стоившие огромных затрат и едва покрывавшиеся бесчисленными поборами с населения, расшатали фараонову казну. Естественно, что у фараонов являлась мысль о захвате храмовых земель и уничтожении политических привилегий жречества.

Амарнская реформа Эхнатона с введением солярного монотеизма и с секуляризацией храмовых земель и является политикой разгрома Амонова жречества, лишения его экономической базы и политического влияния. Широко и интересно задуманная религиозная реформа, нашедшая такое яркое отображение в литературе и искусстве, не должна закрывать ее совершенно определенных и ясных социально-экономических основ. Однако мы, увлеченные личностью и делом Эхнатона, несколько преувеличили религиозную сторону реформы и роль самого фараона. Его политика подсказывалась совершенно определенными реальными отношениями.

Неудача грандиозно-задуманной реформы также находит социологическое объяснение. В своей реформационной деятельности Эхнатон не делал упор на какой-либо определенный класс. Реформа его проводилась чисто бюрократическим путем. Жречество же, ловко использовав недовольство широких народных масс, стонавших под податным бременем, агитировало против фараона и его «новой религии» и призывало в защиту старых богов. Новая религия была навязана сверху; разгром старых святынь был произведен грубо и решительно. Народ не поддержал фараона; начались волнения, беспорядки. Жречество оказалось сильнее и одержало конечную победу. Реформа почти не пережила реформатора. Смуты закончились реставрацией и в роли восстановителя старого порядка выступил фараон Тутанхамон, столь популярный в наши дни благодаря блистательным новейшим открытиям в Нильской долине.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *