Доисторические поселения        28 октября 2012        87         0

Амратская культура

В Верхнем Египте на смену бадарийской культуре приходит амратская культура (или культура Негады I), которая, весьма вероятно, происходит непосредственно от бадарийской. Эта культура открывает длинный последовательный ряд хорошо известных культур, документированных материалами многочисленных могильников.

Носители этой культуры, амратийцы, уже успели утратить те косвенные черты негроидности, которые можно проанализировать наблюдая некоторые бадарийские костяки. Они достигали ростом приблизительно 1,57-1,58 м, были хорошего, сложения не очень плотного, имели вытянутый небольшой череп, прямые волосы и тонкие черты лица. Почти точное соответствие этому физическому типу можно найти среди представителей современного восточно-суданского племени беджа. Дополнением к нашим сведениям, основанным на исследовании хорошо сохранившихся костяков, могут служить фигурки из глины и слоновой кости. Ранние статуэтки изображают мужчин с гладко выбритыми подбородками или длинными остроконечными бородами, сильно выдающимся орлиным носом и высоким лбом. В свою очередь женщины часто брили головы и носили парики, которые у глиняных статуэток вылепливались отдельно. Наряду со стройными женскими статуэтками, соответствующими остаткам скелетов, и статуэтками мужчин имеется группа фигурок, характеризующаяся заметной стеатопигией. Полагают, что эти статуэтки изображают оставшихся в живых представительниц какой-то покоренной расы, соответствующей предполагаемому более древнему культурному слою европейско-африканских протонегроидов, для которых такая толщина, возможно, служила признаком особой красоты.

Амратийцы, по всей вероятности, первые приступили к систематической обработке в заливной пойме Нила естественно орошавшихся земель, ибо протекавшие по пустыням вади, по-видимому, уже не могли снабжать их достаточным количеством влаги. Тем не менее, как сообщают, остатки, по крайней мере, одной амратийской деревни были обнаружены в Восточной пустыне, не считая относящихся, вероятно, к более позднему времени трех поселений, расположенных вдоль торгового пути Вади-Хаммамат, и одного поселения, специализировавшегося на производстве браслетов из раковин. Во всяком случае, земледелие теперь в значительно большей степени уравновешивалось скотоводством, и крупный рогатый скот разводили теперь не только на мясо, но и для получения молока. Тем не менее, хозяйство продолжало еще носить «смешанный» характер, то есть представляло собою совокупность новых приемов «производства пищи» со старым охотничьим промыслом, рыболовством и собирательством. Распространение на большой территории наскальных рисунков, включающих серповидные изображения амратских лодок из папируса и напоминающих по стилю рисунки, выцарапанные на амратских горшках, является, по-видимому, результатом экспедиций в поисках дичи и пастбищ.

рисунки на горшкахТакая двойная эксплуатация природных ресурсов долины Нила вызвала большой рост населения. Сильно увеличилось количество поселений, и многие из них, по-видимому, выросли в большие деревни. О величине поселений можно судить по могильникам, из которых лишь немногие удалось раскопать до конца. Все могильники, принадлежавшие постоянным поселениям, на протяжении многих поколений служили местами захоронения и дали при раскопках материалы, относящиеся к нескольким археологическим периодам. Могильник в Негаде насчитывал более 2000 погребений, относящихся к двум или трем периодам. Некоторые поселения, возможно, были укреплены. Модель из Диосполя Парва изображает, по-видимому, обнесенный стеною городок; остатки стены были обнаружены при раскопках южного поселения Негады, по всей вероятности, поселения Нубет, города Сета. Остатки жилищ в виде круглых, вырытых в земле и окруженных глинобитными стенами углублений, напоминающих жилища III меримдийской фазы, были обнаружены только в Хаммамийе близ Бадари.

Многие ученые полагают, что каждая амратийская деревня, подобно деревням культуры Динка на Верхнем Ниле, принадлежала отдельному клану, имевшему свой тотем. Действительно, в таком случае изображение на сосудах крокодилов, скорпионов и других омерзительных существ можно было бы объяснить тем, что это были тотемические животные; кроме того, мы знаем, что некоторые амратские символы появляются снова в исторический период как эмблемы номов. Возможно, что в число этих изображений входили и женщины с коровьей головой и животное, связываемое с богом Сетом. Первая эмблема позднее выступает в виде богини-матери Хатхор, но, пожалуй, было бы слишком поспешно делать вывод, что Хатхор или Сет почитались как божества еще во времена амратийцев. До сих пор погребения амратийцев не дают прямых свидетельств о каких-либо царях или вождях. Но на одной палетке этого периода, хотя и найденной в Верхнем Египте, вырезано изображение Красной Короны, которую позднее носили фараоны как символ царской власти над Нижним Египтом! Возможно, что в тот период уже существовало рабство. Именно таким образом трактуются статуэтки водоносов, обычно женские, и пленников со связанными за спиною руками. О существовании частной собственности в противоположность общественному имуществу всего клана можно судить по тому, что на сосудах часто встречаются выцарапанные значки, обозначавшие принадлежность их определенному хозяину; все сосуды в одном погребении бывают, как правило, помечены одним значком.

Помимо отраслей производства, развитых у бадарийцев, амратийцы освоили также, по-видимому, добычу кремня в каменоломнях или копях, судя по тому, что они использовали в качестве материала не разбросанные по поверхности земли желваки, разумеется, значительно труднее поддававшиеся обработке, а извлеченные из известковой породы большие куски слоистого кремня. Амратийцы возделывали лен и изготовляли из него ткани на документированных раскопками горизонтальных, а, возможно, также и вертикальных ткацких станках. Медь теперь употреблялась уже для изготовления мелких орудий, таких, как гарпуны, которые они вырезали из откованных металлических пластинок и булавок со спиралеобразными головками, подобных изображенным на рисунке.

мелкие медные предметы

Но литье еще не практиковалось, и, по всей вероятности, амратийцы медь собирали чистым металлом в виде естественных кусочков, а не выплавляли ее из руды. Настоящая развитая металлургия была им еще не известна.

Применение добываемого в копях кремня собирание малахита, меди и золота и изготовление базальтовых и алебастровых ваз свидетельствуют уже о какой-то специализации отдельных общин, а в связи с этим и о торговле. Поселения на Вади-Хаммамат, если это были действительно амратийские поселения, служили, должно быть, станциями на караванном пути, который вел к Красному морю и, несомненно, специализировались на изготовлении на вывоз шиферных браслетов и на торговле малахитом из месторождений в Восточной пустыне.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *