Обряды, обычаи, поверья, мифы, предрассудки        21 ноября 2012        115         0

Астральные мифы и рисунки

Астральные мифы и рисунки

Интерес к небесным явлениям и разные способы их отображения в устной и графической форме начали складываться в первобытном обществе эпохи палеолита (древнего каменного века). Материальной, документальной основой для установления этапов генезиса астральных мифов и рисунков с эпохи палеолита служат вещественные археологические свидетельства о деятельности древних людей.

Историко-археологические данные

В конце раннего палеолита, в мустьерский период (около 100-40 тыс. лет назад) на стоянках неандертальцев сосредоточивались и растирались куски красной и желтой минеральной краски (в пещерах Франции: Ля Ферраси, Ле Мустье, Комб-Капель, Ля Кина и др.); выдалбливались ямки на плитах камня (Ля Ферраси), гальках (Тиволи, Италия), вырезались 4-конечные кресты на камне (Цонская пещера в Грузии), кости (Вилен в Германии). Погребальные комплексы включали круговые ограды из рогов горного козла (погребение мальчика-неандертальца в пещере Тешик-Таш в Узбекистане), из камней (Монте-Чирчео в Италии). Эти факты рассматриваются как элементы зарождающихся представлений о небосводе, Солнце — «небесном огне», четырех сторонах горизонта (Тешик-Таш). Круг, крест, группы ямок (пятен), цвет красно-желтой части спектра, как и смысловой контекст их первоначального использования (в непосредственной связи с практикой сезонных промыслов мустьерских охотничьих общин, с устройством ими долговременных очагов и жилищ, с культом промыслового зверя и почитанием умерших сородичей, с представлениями о жизни и смерти по аналогии с восходом и заходом светил), — характерные составные части позднейших астральных мифов и рисунков.

В верхнем палеолите (или позднем) (около 40-10 тысяч лет назад) у людей прогрессивного типа совершенствование изобразительного искусства находило много характерных черт, позволяющих обнаружить отражавшиеся в них весьма сложные мифические сюжеты о небесных светилах, людях и животных. О росте в этот период солярной символики свидетельствуют каменные и костяные круги диски с расходящимися радиально лучами (напр., в Лурде и Гурдане во Франции, в стоянках Афонтова гора-III на Енисее у Красноярска, Сунгирь у Владимира), круги с точкой в центре. В Лурде, Леспюге, Арюди во Франции солярные круги меняются местами с полумесяцами как элементы орнамента резного на округленных багетах из рога северного оленя.

Очертания Луны в разных фазах ущербности являются наиболее наглядным, но не единственным свидетельством наблюдении за Луной в палеолите. В Евразии от Бискайского залива до Байкала обнаружены серии костей, кусков бивней мамонтов и оленьих рогов, а также изделий из этих материалов и камня, имеющих ряды зарубок, ямок, нарезок по числу дней в 1, 2, 3 и более лунных месяцев, расположенные в ритме месячной динамики лунных фаз.

Сложные орнаментальные композиции на художественных изделиях из бивня мамонта (меандры и зигзаги на браслетах в Мезинской стоянке у Чернигова, змеевидные спирали из сверленых ямок на пряжке в Мальте у Иркутска, на Ангаре) показывают, что около 20 тыс. лет назад были своеобразные методы определения времени по Солнцу и Луне, а также связанные с этими приемами астральные мифы и рисунки, широко распространенные затем в первобытных культурах Старого и Нового Света. Выделение в орнаментах палеолита периодов по 5 и 10 лунных месяцев, а также украшение скульптурных женских фигурок из бивня мамонта графическими лунными символами подтверждают формирование лунарной мифологии в специфических условиях материнской родовой общины. У охотников ледниковой эпохи, как и у арктических народов в недавнем прошлом, женщины были хранительницами лунного календаря, по которому шел счет сроков беременности и родов (цикл беременности — 10 лунных месяцев). Отсюда общие для мировой мифологии идеи связи между Луной и женщиной, плодородием, судьбой. О практике счисления сроков беременности по лунным месяцам упоминает даже «Илиада», а традиции 10-месячного лунного календаря, с которым связан раздел этих мифов, имели одинаковое объяснение у мифических предков древних римлян и у индейцев Америки: на руках 10 пальцев, беременность женщин длится 10 месяцев.

В пещерном монументальном палеолитическом искусстве минеральные краски (преимущественно желто-красного спектрального участка) применялись для нанесения подобно подобранных по счетно-календарному свойству серий пятен и других знаков рядом с изображениями животных или внутри контуров их фигур. Яркие примеры этому выявлены в пещерных комплексах с полихромными росписями Альтамиры (север Испании), Ляско (Франция), точный возраст последних радиоуглеродным анализом определяется в 15 тысячелетий.

Большие многофигурные панно на скальных стенах и потолках Альтамиры, Ляско, пещер Труа-Фрер, Нио, Комбарель, Фон-де-Гом, Пеш-Мерль, Ла Мут, Габийю (Франция), Пиндаль, Кастильо, Лас Монедас (Испания), позволяют заключить, что и в наскальных изображениях, и в мелкой пластике той поры рисунки и скульптурные фигурки тех же животных (дикие быки, лошади, олени, мамонты, козлы, рыбы, птицы), как со счетно-календарными отметками, так и без них, входили в тот же смысловой контекст архаической мифологии, что и орнаменты и женские фигурки. Ее центральные темы обращены к периодическим изменениям в природе, совпадающим с динамикой небесных явлений, пронизаны стремлением к успеху коллективных сезонных охот и к плодородию животных и людей, к воспроизводству промысловой дичи, ибо от этих условий зависело не только благосостояние, но и само существование охотничьих общин, их жизнь или смерть. Рациональный опыт простейших астрономических, биологических, геофизических наблюдений, технических и математических навыков тесно переплетался здесь с верой в волшебную силу изображения и заклинания, в магию «космических» или «лунных» чисел 3, 4, 7, 5, 10, в единство земных и небесных явлений.

Преобладание в этот период лунарных изображений над солярными соответствует мнению о том, что в целом мифов о Луне было создано больше, чем о Солнце. Затем изображения Солнца и Луны, звезд, небосвода стали наноситься на посуду, одежду, жилые и культовые сооружения, на скалы и камни, на принадлежности ритуалов и украшений.

В эпохи мезолита (около 8-5 тыс. л. до н. э.), неолита (с 5 тыс. л. до н. э.) и особенно с началом (в 3 тыс. л. до н. э.) эры металлов растет неравномерность культурного и общественного развития у населения разных районов земного шара. Вследствие этого традиции палеолита в астральных мифах и рисунках либо сохраняются и продолжаются (например, у охотничьих племен Северной Азии), либо преобразуются (например, у земледельцев и скотоводов Средиземноморья, Западной Азии).

Вместе с тем дошедшие до нас первобытные и классические астральные мифы и рисунки обнаруживают ряд общих черт, доказывающих единство их истоков и развития: олицетворение светил в образах животных и людей, отождествление их с предками, аналогии их движения с круговоротом жизни и смерти на Земле, противопоставление функций двух главных персонажей астральных мифов и рисунков — Солнца и Луны, проецирование на трактовку астральных явлений конкретных семейно-родовых отношений и производственных навыков людей.

Так, сюжет древнеегипетских мифов о лодке солнечного бога Ра, в которой души умерших ежедневно плывут по небосводу, был распространен, судя по наскальным изображениям «солнечной ладьи», до северных и восточных районов Евразии и в Америке. До изобретения лодки в эпоху мезолита движение Солнца уподоблялось бегу зверя повсеместно; распространение колесниц в бронзовом веке обусловило новый мифический образ: солнечную колесницу Гелиоса. Любопытно, что и в античной науке, например в трактовке метеорологических явлений Аристотелем, сохраняется эта аналогия между Солнцем и огнем (домашним очагом) — одна из наиболее древних и фундаментальных «Парадигм» первобытной мифологии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *