Архитектура        23 августа 2013        80         0

Астрономия и архитектура

Благодаря широкомасштабным археологическим исследованиям историческая наука обогащается новой информацией об архитектурно-художественной культуре Средней Азии глубокой древности — эпох античной и даже архаической культуры, которые позволили открыть новые страницы в изучении истории искусства Средней Азии.

На первом этапе исследований публикации носили описательный характер. Накопление археологических обмерных материалов неизбежно привело к сопоставлению их с историческими данными и к широким обобщениям, в которых прослеживаются:

  1. культурно-экономические связи Средней Азии с древними цивилизациями «классического Востока»;
  2. время становления градостроительной культуры в отдельных регионах страны;
  3. особенности материальной основы зодчества;
  4. уровень развития строительной техники и художественного ремесла;
  5. становление локальных архитектурных школ и особенностей архитектурного стиля на разных этапах исторического развития;
  6. характер фортификационных устройств городов и крепостей;
  7. состояние изобразительного искусства — монументальной живописи и скульптуры.

Исследования искусства народов Средней Азии глубокой древности и средневековья представлены научными и научно-популярными публикациями. Сами же объекты искусства широко известны по музейным экспозициям, телевизионным фильмам.

Достижения в области истории науки Средней Азии достаточно велики; исследования проведены с привлечением трудов средневековых ученых-энциклопедистов: ал-Кинди, ал-Хорезми, ал-Фараби, ал-Фергани, ал-Бузджани, ал-Бируни, Ибн Сины и др. История науки античной Средней Азии не затрагивается историками науки из-за отсутствия письменных источников, не дошедших до нас.

Геометрическая гармонизация в архитектуре, получившая высокое развитие в средневековой Средней Азии, рассматривается нами на стыке зодческого искусства и науки, философско-эстетических воззрений эпохи и геометрических познаний зодчих, функции сооружения и строительной техники, породивших гармонию частей и целого архитектурного организма.

Однако геометрическая гармонизация в зодчестве Средней Азии как теория архитектурной композиции не могла возникнуть вдруг: она имела глубокие корни в античности и раннем средневековье.

Освещение этого вопроса представляется возможным путем исследования археологических остатков памятников архитектуры архео-астрономическим методом и анализом соразмерностей сооружения.

В эпоху НТР появился архео-астрономический метод исследования древних памятников архитектуры. Этот метод был применен русскими учеными Хорезмийской археолого-этнографической экспедиции, возглавлявшейся С. П. Толстовым, во время исследования руин Кой-Крылган-кала, в низовьях Амударьи (1951-1957 гг.).

Астрономия и архитектура

В комплексной Хорезмийской экспедиции наряду с археологами участвовали архитекторы, астрономы и математики. Благодаря исследованиям М. М. Рожанской и М. Г. Воробьевой при участии проф. И. Н. Веселовского удалось доказать, что на Кой-Крылган-кале (IV в. до н. э.) осуществлялись астрономические наблюдения, и прийти к выводам о существовании здесь астрономической науки в эпоху расцвета древнехорезмийской цивилизации.

Армянские астрономы изучали древнейшие астрономические площадки у холма Мецамор, вблизи Еревана. Следы цивилизации, предшествовавшей государству Урарту, были обнаружены в этом районе Армении. Высеченные на скалах в 200 м от Мецаморского холма «угломерные инструменты», как полагают исследователи, могли служить урартским предкам для простейших астрономических измерений.

Астрономия и архитектура

Крепость Мецамор

На Западе основоположником архео-астрономического метода исследований был английский астроном Джеральд Хокинс. Его исследования начались с загадочного мегалитического сооружения, знаменитого Стоунхенджа, который называют «восьмым чудом света».

Астрономия и архитектура

Величественные руины расположены на юго-западе Англии, на Солсберийской равнине, и как памятник материальной культуры давно привлекали внимание ученых. Стоунхенджу посвящены многочисленные капитальные исследования. Стараниями ученых в области истории, археологии, геологии, строительного искусства и химии за последние годы воссоздана правдивая картина того, как, когда и кем было создано это «восьмое чудо света». Вопрос же о его назначении продолжал оставаться загадочным. Дж. Хокинсу удалось доказать, что Стоунхендж представлял собой солнечно-лунную обсерваторию, где жрецы нескольких поколений вели на рубеже каменного и бронзового веков астрономические наблюдения за Солнцем и Луной.

Открытие Дж. Хокинса явилось научной сенсацией: оно шло вразрез с установившимися представлениями историков об астрономических познаниях людей времен палеолита. Крупнейшие авторитеты исторической науки встретили его в штыки. Вокруг тайны Стоунхенджа развернулась острая дискуссия, которая завершилась победой Дж. Хокинса.

Почему же археологу Дж. Хокинсу удалось раскрыть тайну Стоунхенджа, тогда как археологам сделать этого не удавалось? Ларчик открывается просто: Дж. Хокинс подошел к археологическому объекту с несколько иной меркой — для него Стоунхендж не только археологический объект, но и астрономическая обсерватория, и для его исследований традиционные археологические методы были явно недостаточны.

Примененный Дж. Хокинсом архео-астрономический метод с использованием электронно-вычислительной машины сразу же дал положительный результат.

Астрономия как наука, возникшая из жизненных потребностей человеческого общества в исчислении времени, и искусство зодчего — архитектура — древнейшие области человеческой деятельности. Астрономия и архитектура сосуществовали и развивались в продолжение многих веков в тесном взаимодействии. Более того, храмы зачастую были на службе астрономии: в храмах жрецы вели астрономические наблюдения.

Среди множества религиозных верований древности особое место принадлежит астральному культу, который связал мысли, чаяния и надежды человека с «небожителями», с небом и тем самым с Космосом. Человеком древности была осознана небесная гармония. Люди были убеждены, что во Вселенной — в Космосе — существует гармония. Только этим следует объяснить строгое чередование восхода и захода небесных светил, смену дня и ночи, зимы и лета, цикличность расцвета и угасания природы. Гармония присуща и человеческому обществу, которое зависит от неба.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *