Техника живописи и скульптурные приемы        18 июня 2013        68         0

Барельефы апостолов

С ярким декоративным решением какого-то иконостаса связано создание целого цикла барельефов апостолов. Хотя сохранилось только девять скульптур (причем три не окончены — не раскрашены), но по ним уже видна значительность творческого замысла автора.

Все фигуры полны движения, охвачены духом деятельности. Силуэты их, пластические ритмы не спокойны. У Марка, например, глаза, корпус, правая нога направлены вправо от зрителя, голова — прямо, левая нога повернута влево.

В действие включены не только присущие фигурам атрибуты (меч у Павла, ключи у Петра и т. д.). В их руки, очень живые по движению и форме, вложены книги, свиток, доска и перо для письма. В барельефах хорошо переданы движения человеческого тела. Фигуры различны по внешнему облику (головы курчавые, лысые, длиннобородые и т. п.), различны и по выражению лиц — вдумчивых, строгих, размышляющих, сосредоточенных и т. п.

Под напором творческой энергии резчика в плоскости дерева, словно по волшебству, возникали черты человека. Используя широкую декоративную манеру резьбы, мастер, как будто играючи, резал разновысотные, закругленные по краям поверхности. А в барельефе этим достигалась объемность форм. Свободно лежащие одежды насыщались обильными плавными складками.

Но выразительные пластические формы заговорили полным голосом, высказанное резчиком стало легко восприниматься только тогда, когда барельеф был искусно раскрашен. Хорошо в этом убеждает сопоставление законченной скульптуры, например Марка, и нераскрашенного барельефа.

Барельефы апостолов

 Апостол Марк. Раскрашенная скульптура.

Барельефы апостолов

Апостол Иоанн. Не раскрашенная скульптура.

Без раскраски лицо не имеет четкого выражения, движение фигуры оказывается менее определенным, трудно увидеть, как лежат верхняя и нижняя одежды, складки на них становятся безжизненными. Благодаря согласованным цветовым сочетаниям формы оживают, барельеф приобретает большую образность и декоративность.

Взаимосвязь скульптуры с живописью автор барельефов имел в виду расширить, слить в единое целое с архитектурой; тогда в ансамбле действовали бы вместе три искусства. Для связи с архитектурой, прежде всего, использовано композиционное размещение группы. Мастер наделил одну половину апостолов движением влево и другую часть — движением вправо. Он даже пометил на фигурах, на какую сторону поставить ту или иную, чтобы композиционно сочетать все с центральной скульптурой (до нас не дошедшей). В зависимости от движений и расположения фигур в раскраске их варьируются светлые и темные, холодные и теплые цвета (красный, зеленый, синий, серый и коричневый).

Мастером руководило волнующее задание. Своим барельефным циклом он хотел соответственно вкусам времени завершить архитектурную, пластическую и цветовую композицию главной стены в здании. По характеру барельефов и источнику их поступления следует считать, что они выполнены в первой половине XVIII века в мастерской Пыскорского монастыря.

Судя по работам пермских резчиков, декоративные скульптуры исполнялись главным образом для центральной части иконостасных композиций. Скульптуры включались иногда в нижний ярус, но большей частью ставились на самый верх.

Для завершения иконостасов часто использовались скульптуры «Распятия», иногда с «предстоящими» по сторонам. Резчики старались усилить в них декоративную трактовку.

Декоративность «Распятию» больше всего придавало орнаментальное обрамление. Наиболее старинное обрамление (у небольшой скульптуры из села Косы) — гладкое. Оно только снаружи окаймлено мерным резным узором из трав и цветов.

Следующее по времени, сравнительно узкое обрамление (у скульптуры для верхнего яруса из села Торговижского) покрыто уже сплошь большемерными узорами.

На дальнейшем этапе громоздкое обрамление с крупным и широким орнаментом в стиле барокко становится в композиции виднее и важнее даже крупной скульптуры (таково, например, обрамление скульптуры из села Слудки).

Небольшие скульптуры этого рода (из Верхних Чусовских Городков, Верхних Муллов и др.) употреблялись как настольные. Появляются затем и у мелких фигур крайне широкие обрамления с крупными узорами (например, у экспоната из города Усолья). Тут непомерно разросшаяся декорация совсем заслоняет собой скульптуру.

Барельефы апостолов

Распятие с пышным орнаментальным оформлением из г. Усолья.

Вытесняя статуарную скульптуру декоративной, церковники ведут к упадку и эту скульптуру. Церкви создают у себя обстановку, ослепляющую необычайным богатством, с массой золоченых витиеватых украшений ремесленного и фабричного производства.

Скульптурное творчество при этом стало ненужным. Способности и силы мастеров деревянной скульптуры не интересуют больше церковь, не находят себе и другого применения.

Безучастие господствовавшего крепостного строя к одаренным творцам скульптуры — народным талантам — тем непростительнее, что они уже прекрасно заявили о себе замечательными произведениями, каковы монументально-декоративная скульптура из Лысьвы, цикл барельефов Пыскорской мастерской и др.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *