Производство ткани, одежды        21 июня 2012        67         0

Безворсовые ковры и паласы

Индия

Выработка безворсовых ковров и паласов (половиков) известна в Индии с древнейших времен. Ассортимент и фактура этих изделий связаны прежде всего с климатическими условиями разных областей страны — на крайнем северо-западе и в горных районах изготовляются шерстяные ковры (а также покрывала и завесы), в равнинной и полуостровной части Индии — хлопчатобумажные.

Из числа шерстяных безворсовых ковров широкой известностью пользуются вырабатываемые главным образом в Кашмире войлочные ковры намда. Они обычно невелики по размеру (в отличие от ворсовых ковров) И украшены вышивкой.

Чаще всего их делают из светлой шерсти, но бывают и темно-коричневые и даже черные намда.

Вышивка на войлочном коврике намда (штат Кашмир)

Изготовлением и вышивкой намда занимаются мужчины. Слой шерсти расстилают на основе из дерюжной ткани камбли, пропитанной клейким составом из смеси камеди с мелом, затем закручивают в рулон и катают деревянной каталкой, до тех пор, пока вся шерсть не превратится в ровный слой, скрепленный этим составом. Тогда коврик сушат и отделяют от основы. На краях с четырех сторон раздергивают пряди, образующие бахрому, а затем приступают к вышивке (не натягивая изделия на раму).

Вышивка выполняется тамбурным швом с использованием окрашенных в неяркие тона шерстяных нитей (этот шов, широко распространенный в Кашмире, называется здесь «аракандж»). Рисунок заранее намечается на поверхности изделия каким-либо легко смывающимся красителем. Для вышивки используются не иглы, а тонкие и острые металлические крючки с деревянными рукоятками.

Иногда применяют и другой способ нанесения узора: до начала закатки ковра на его поверхность накладывают детали рисунка, вырезанные из тонкого войлока или выложенные из нитей. Во время прокатки наложенные детали вминаются и вклеиваются в войлок изделия.

Вышиваются на намда главным образом крупные стилизованные изображения листьев и цветов; в последнее время довольно часто стали вышивать и бессистемно разбросанные по полю ковра фигуры людей и животных. Изображения эти примитивны, их часто называют деревенскими, но именно в этом состоит их неповторимое своеобразие, порожденное творческой индивидуальностью мастера.

Тонкие намда делают и в штате Раджастхан, где на них наносят иногда узор из элементов древних магических рисунков ранголи.

Ковры намда используются и для застилки полов, и для покрытия лежанок, и в качестве настенных ковриков (такое их применение больше распространено в городах, в семьях, где стараются придать интерьеру национальный стиль).

В той же технике, что и намда, вышиваются покрывала, а также наволочки для диванных подушек и подлокотных круглых мягких валиков. Основой для такой вышивки служит, однако, не войлок, а хлопчатобумажная ткань кхади. Изделия сплошь покрывают этой вывязанной крючком вышивкой так, что поверхность ткани нигде не просвечивает, из-за чего эти вещи подобны вязаным изделиям.

Другой разновидностью кашмирских ковров без ворса являются габба. Габба изготовляются в технике аппликации или, чаще, сшивания фигурно вырезанных кусочков из обрезков шерстяных тканей или из изношенных шерстяных вещей. Это своеобразные лоскутные ковры, создаваемые каждый раз в новом сочетании форм и красок. Делают габба и из окрашенной плотной шерстяной ткани, на которую наносится вышивка, композиционно напоминающая узоры кашмирских ворсовых ковров.

Габба отличают от намда, помимо техники изготовления, яркость расцветок и, нередко, соседство контрастных тонов. Апплицируемые узоры нашиваются на шерстяную тканую основу, лоскутные — на дерюжную ткань. В том и другом случае вырезанные из ткани узоры дополнительно украшаются вышивкой, наносимой обычно тамбурным швом.

Габба, как и намда, производятся не только в Кашмире, но и в Раджастхане. Кроме того, в технике намда, габба и вывязанной вышивки изготовляются молитвенные коврики мусульман. Все эти вещи вырабатываются преимущественно в деревнях.

Сравнительно недавно в Кашмире начали делать шелковые сюзане, тоже вышиваемые тамбурным швом. Шелк издавна вырабатывается в Кашмире, но использовали его преимущественно на внутри индийском рынке для изготовления тканей. Видимо, под влиянием среднеазиатского художественного ремесла здесь стали вышивать покрывала и настенные ковры-сюзане. Эти шелковые вещи обычно имеют подкладку из хлопчатобумажной ткани.

Кроме шелковых сюзане, в Кашмире и других областях делают и аналогичные им вышитые ковры из плотного хлопчатобумажного кхади. И те и другие по своему виду и узорам очень близки среднеазиатским, но разница состоит в том, что в Индии часто применяют местный прием введения в вышивку кусочков слюды или зеркального стекла.

Половики (паласы) известны в Индии издревле. Это не половики-дорожки, а половики-коврики, на которых сидят, отдыхают, спят. Такие тканые безворсовые изделия с орнаментом, нанесенным в процессе ткачества, называют «дари» и «сатранджи» (последний термин применяют для обозначения крупных дари). Их производят в Индии повсеместно, как и циновки, предназначенные для тех же целей. Для изготовления дари обычно используется грубая хлопчатобумажная пряжа, но есть и шелковые (или с шелковым утком) и шерстяные дари. Если первые находят широкое применение в качестве покрытия для полов или для тонких матрасиков, которые кладут на пол (зажиточные люди часто подстилают дари на пол под ворсовые ковры для большей сохранности последних), то вторыми пользуются как покрывалами на кровати, а шерстяные употребляют в обоих вариантах в областях, где холодно. В Калимпонге (крайний север Западного Бенгала) существует особая техника выработки шерстяных дари — сначала ткут несколько полос, а затем сшивают их в одно полотнище.

Дари бывают разных размеров, но наиболее часто встречается размер 2,2-2,5X1,5 м. Их цвета тоже бывают самыми разными, но орнамент, носящий всегда древний характер, обычно состоит из поперечных полос, часто с геометрическим рисунком; иногда вводится мотив уплощенной звезды, иногда центральная часть изделия занята сочетанием крупных квадратов и прямоугольников или треугольников — каждый раз женщина, ткущая узор, создает его в процессе работы.

Лишь в штате Бихар в районе Обры известны дари с цветочным узором. Возможно, он появился здесь вследствие того, что на эту работу перешли многие ковроткачи, когда спрос на их изделия упал. Узор ткется здесь в технике «добавочного утка», которой широко пользуются и для изготовления настенных и дверных хлопчатобумажных тканых завес.

В ряде мест вырабатываются и небольшие дари, которые можно положить в любое место, где человек захочет сесть,- на пол, на плетеный стул или низкую табуретку и т. п.

В Индии известно много ведущих центров изготовления хлопчатобумажных дари, в том числе города Агра, Барели, Биканер, Джайпур, Ахмаднагар, Патна, Варангал и др. Практически дари ткут в любом городе и во многих деревнях, так как они являются предметами повседневного употребления в домашнем быту.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *