Техника живописи и скульптурные приемы        30 августа 2012        52         0

Большие статуи

Недостаток материала не позволяет нам судить об особенностях произведений скульптурных школ Антилопьего и Заячьего номов. Гробницы номархов этих областей сохранили нам только жалкие остатки колоссальных заупокойных статуй, высеченных из скалы в нишах погребальных камер. Стоявшие же отдельные статуи не сохранились совсем. Это тем более досадно, что знакомство со скульптурными произведениями данных центров было бы особенно важно. О высоком уровне работы их мастеров свидетельствуют интереснейшие цветные рельефы и росписи на стенах гробниц номархов этих областей. Несомненно, что и монументальная скульптура достигла здесь больших успехов.

Перевозка одной из колоссальных статуй показана на рельефе в гробнице номарха Заячьего нома Тхутихотепа.

Большие статуи

Перевозка колоссальной статуи номарха. Рельеф из гробницы номарха Тхутихотепа

Статуя эта, согласно надписи, была сделана из хатнубского алебастра и достигала в высоту 13 локтей, то есть равнялась приблизительно 6,5 м. Номарх был изображен сидящим на троне, в позе и одеянии, свойственных статуям фараонов.

Перевозка такой большой статуи, высеченной к тому же из редкой по своим размерам и потому особенно ценной глыбы алебастра, являлась весьма затруднительной. Надпись сообщает, что для этой работы были привлечены представители различных слоев населения нома. На изображении перевозки перед нами четыре отряда людей. Каждый отряд тянет один из канатов, прикрепленных к салазкам, на которых возвышается колосс. Два средних каната тянут воины и жрецы, два крайних — отряды жителей западной и восточной части нома. Характерны одеяния отрядов. Люди в крайних рядах одеты в обычные короткие набедренные повязки, причем большинство из них имеет хотя и разные, но тоже обычные прически. Воины и жрецы по своему внешнему виду резко отличаются. Одеждой воинов является то длинный, то короткий передник, но обязательно расходящийся спереди, чтобы не мешать быстрым движениям; волосы их по обычаю туго завиты и лежат на голове шапками, причем у некоторых в волосах воткнуто страусовое перо. Головы жрецов изображены, согласно ритуалу, бритыми.

Счастливый случай сохранил имя творца колоссальной статуи Тхутихотепа: на разбираемой сцене позади статуи номарха идет человек, над которым написано, что это скульптор Сеп, сын Нахтанха. Перед нами, очевидно, крупнейший представитель скульпторов Заячьего нома конца XX — начала XIX в. до н. э. Из той же сцены мы знаем и имена художника, расписывавшего гробницу Тхутихотепа, и архитектора, строившего эту гробницу и руководившего вместе с Сепом, сыном Нахтанха, перевозкой заупокойной статуи номарха. Первый из них, но имени Аменианху, изображен воскуряющим ладан перед статуей; второй, Сеп, сын Абкау, идет позади самого Тхутихотепа вместе с его сыновьями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *