Обряды, обычаи, поверья, мифы, предрассудки        19 декабря 2012        119         0

Боспорские материалы

Боспорские эпиграфические материалы дают возможность установить, что греческий культ Зевса Сотера, истоки которого ведут нас в седую древность и глубоко коренятся в греческом религиозном сознании, засвидетельствован на Боспоре во всяком случае уже с IV в. до н. э. Он был занесен на эту отдаленную северо-восточную периферию эллинского мира, вероятно, первыми греческими поселенцами и получил распространение в греческих городах европейского и азиатского Боспора, при этом не только в таких его центрах, как Пантикапей, Гермонасса, Горгиппия, но и в малых городах, как Мирмекий.

В культовой практике с почитанием Зевса Сотера первоначально были связаны те же обряды, которые приняты были и в Греции. В первые века нашей эры на Боспоре отмечено почитание Зевса Спасителя совместно с его супругой Герой, также получившей эпитет Спасительницы. В Пантикапее существовали культовые объединения почитателей этой божественной пары. Однако в эпоху сарматизации всей материальной и духовной культуры Боспора и широкого распространения различных синкретических культов под именами греческих богов фактически почитались уже божества, созданные религиозными представлениями древнейших, негреческих обитателей северного Причерноморья.

Так, образ великой богини, покровительницы животворящих сил природы, слился в сознании боспорян с образом «Афродиты Небесной, владычицы Апатура»; в других случаях то же божество почиталось под именем Деметры.

Великое мужское божество, почитавшееся под именем «Бога Высочайшего», «Бога Справедливого», «Бога Великого», «Бога Гремящего Внемлющего», наделялось чертами греческого Зевса-олимпийца, и орел изображался в качестве его символа. И под именем «Богов Небесных Зевса и Геры Спасителей» почиталась, скорее всего, божественная пара двух верховных божеств племен Северного Причерноморья — Бог Высочайший и Великая Богиня.

Вокруг культа этих богов Спасителей создавались религиозные объединения, они являлись предметом родовых культов отдельных знатных родов как спасители и покровители данного рода и, наконец, в пору поздней античности почитание их засвидетельствовано как официальная религия царской династии и окружавшей ее придворной знати.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *