Производство керамики        05 февраля 2011        68         0

Была ли керамическая эпоха?

Благодаря предприимчивым охотникам на мамонтов, кои жили 25 тысяч лет тому назад у Павловских холмов, Моравия завоевала лидирующее место в мировом соревновании по находкам самых древних изделий из жженой глины (керамики). Там из сырой глины лепили и обжигали на очаге стоянки маленькие женские статуэтки и животных фигурки — медведя, мамонта, носорога, оленя северного… Эти твердые «выпечки» из глины сохранились и по наше время, как и само изобретение. Охотники древние, без спорно, не имели ни какого понятия о том, что конкретно способствует тому, что податливая, пластичная, глина после обжига, преобразовывается в твердый, можно образно сказать, не уничтожаемый материал. Только в наши дни мы могли бы раскрыть им эту тайну керамической эпохи. Электронный микроскоп показал, что глина состоит из мизерных шестиугольных пластинок, имеющих толщину от 2 до 3 десятитысячных миллиметров (можно ли вообще здесь говорить о какой-то толщине?). В них атомы сгруппированы так, что пластинки свободно связываются друг с другом либо с молекулами воды.

К сожалению, открытие древних охотников на мамонтов попросту было забыто. Вспомнили его опять лишь в отдельных местах, и то только через тринадцать тысяч лет в до земледельческой еще японской культуре Дзёмон и на Тайване (сосуды со стрельчатыми доньями). И лишь в седьмом тысячелетии до н. э. в Америке и на Ближнем Востоке наконец начался золотой век керамического производства. На сей раз уж в виде одного из самых выразительных признаков новейшей земледельческой эпохи, которая вызвала потребность в переработке и хранении сельскохозяйственных продуктов.

Уже высказывались мнения и предложения в переименование неолита и следующий за ним период в век керамический. Ведь из керамики сделаны не только сосуды, черпаки, ложки, прясла, гири и другие предметы и утварь ежедневного пользования, но и фигурки скульптурные, изложницы для розлива металла, формы для металлургических печей. В общем, куда не взгляни на неолитической или вообще доисторической стоянке — везде одна керамика. Многочисленными и самыми применяемыми были, конечно, сосуды. Формы и способ украшений последних претерпевают поразительную эволюцию.

А теперь попытаемся представить себе технологические приемы, использовавшиеся древними мастерами — либо мастерицами — гончарного дела. Да-да, мы до сих пор гадаем, не женские ли, более чуткие и нежные, руки занимались керамическими работами на первых порах, пока керамика еще не стала специализированным ремеслом. Ведь именно так обстояло дело, например, у североамериканских индейцев. Одно время археологи почти торжествовали, предвкушая окончательное решение этой проблемы. Дело в том, что на нескольких обожженных глиняных предметах они обнаружили четкие дактилоскопические отпечатки их создателей. А ведь по отпечаткам пальцев инспектор уголовной полиции играючи определяет преступника! Это верно, но для этого надо иметь в своем распоряжении картотеку с отпечатками, в которой должен значиться и преступник. Определить же безошибочно только по направлению папиллярных линий, которые составляют дактилоскопическую «картинку», принадлежность оттиска мужчине или женщине, как утверждает современная антропология, нельзя.

Доисторические гончары получали керамическую массу путем размельчения лёссовых глин и супесей, в которые они добавляли отощающие примеси — песок, дробленый камень, слюду, толченые раковины — и органические примеси — траву, солому и мякину. Это делалось для того, чтобы сосуды были более крепкими и во время сушки и обжига сохраняли свою форму и не трескались. После тщательной замески, когда смесь обретала пластичность, стенки сосуда либо вытягивали из шарообразного куска, либо делали их из валиков, лепившихся друг на друга. Этой «ленточной» техникой современные экспериментаторы в Батсер-Хилле ухитрялись изготовлять даже огромные, в метр высотой, сосуды для хранения запасов.

Возможно, их доисторические предшественники улучшали качество работы и ее быстроту при помощи вращающейся деревянной подставки, из которой позднее возник медленно вращающийся ручной гончарный круг и затем быстро вращающийся ножной гончарный круг. Первые гончарные круги существовали уже в пятом тысячелетии до н. э. в Восточном Средиземноморье. У нас его ввели только кельты в конце первого тысячелетия до н. э. Потом круг исчез и получил постоянную прописку у наших славянских предков начиная лишь с IX столетия.

После завершения формовки сосуда доисторические гончары его поверхность разглаживали, полировали либо, наоборот, делали шершавой и снабжали орнаментальными украшениями — оттисками ногтей, процарапанными линиями, углублениями, отпечатками шнура либо различных деревянных и костяных штампов, короче говоря, отделывали так, как это было модно в данное время. Потом наступал черед сушки на воздухе, потому что влажные сосуды потрескались бы при обжиге. Для обжига нужна температура не менее 600 °С, в идеальном случае 900 °С. Ее можно создать как в гончарных печах (их совершенное исполнение с колосниковой решеткой в Средней Европе документировано начиная с эпохи латен), так и в штабелях или на открытых кострах.

Сергей Семенов при экспериментальном исследовании обнаружил, что качество сушки зависит прежде всего от формы нижней части сосуда. Сосуды с заостренным и округлым дном (такие относятся главным образом к начальному периоду керамического производства) остались неповрежденными, а у изделий с плоским дном встречались многочисленные трещины. Поэтому экспериментатор полагает, что округлая либо заостренная форма керамических изделий, особенно относящихся к ранним периодам, когда технология керамического ремесла еще не была полностью освоена, должна была иметь не только функциональный, но и производственно-технологический смысл. Для складирования сухих продуктов или сырья могли использоваться и сосуды, только просушенные. Непроницаемость такого сосуда увеличивалась, если поверхность тщательно разглаживалась и полировалась твердой гладилкой из кости, дерева или камня.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *