Врачевание и погребение        29 октября 2016        79         0

Царство духов

carstvo-duhov

Так как умершие жрецом удалялись и помещались в подходящем скрытом месте, все равно: при начале или при окончании периода опекания, то было естественным, что со временем это место превращалось иногда в сборный пункт мертвецов. Такие места, которые, стало быть, возникли до известной степени благодаря устройству их жрецом, были расположены в пещерах, пропастях, лесах, на островах и т. п. От жилищ живых людей труп был удален. Что он при этом в целях транспорта очень часто подвергался соответствующему приспособлению, это показывает нам очень ясно погребение в скорченном виде и частичное погребение. Начало разложения стало, как известно, сигналом для начала периода опекания. Этот последний продолжался часто все время, пока еще оставались на костях мясистые части. Разложение тела служило признаком того, что дух жаждал приношений. Так как народ по понятным причинам все-таки часто проявлял нетерпение, когда время опекания затягивалось, то тогда должны были прийти на помощь и устранить с костей мягкие части, чтобы удалить алчущего жертв духа-мучителя и таким образом привести к концу срок его снабжения. Обычно, в особенности в древнейшее время, устраняли по окончании того срока все тело и если продолжали те приемы, которые уже применял жрец при уничтожении тел: сожжение, бросание в воду, отдача на растерзание зверям и т. п.

В позднейшие времена процесс погребения был в общем следующий. Тело оставалось вначале на короткое время еще на одре. При начале разложения приблизительно на третий день относили его в скрытое место, скажем, в лес. Время опекания начиналось и продолжалось до того момента, пока народ не начинал требовать устранения телесных останков. Новое погребение происходило тогда на месте, которое было предназначено для того, чтобы принимать останки умерших из рассеянных одиночных погребений. Время одиночного погребения было собственно периодом жертвований для умершего, который в это время еще считался голодным и опасным. Для народа это особенно должно было быть неудобным, если одновременно в различных местах ему угрожала такая напасть, если несколько мест погребений в окрестности обитаемой области таились, как вампиры.

Очень естественно, что с целью освобождения хозяйственного района (охотничьего участка) от навлекающих всевозможные опасности духов умерших — отводят мертвым, по истечении периода их опекания, общее удаленное место погребения. Таким образом, во всяком случае, вернее всего достигают названной цели. Раз знали, что духи находятся вдали на определенном каком-нибудь месте, то было нетрудно избегать этого места. Таким образом, в создании общего, расположенного в стороне, места погребения, мы видим экономическую необходимость, осуществляемую в области погребения умерших. Влияние производящего народа сказывается здесь. Жрец видит себя вынужденным к приноровлению к изменяющимся общественным состояниям и потребностям; однако, он умеет в то же время и употреблять их для расширения сферы своей деятельности и силы своего влияния. В централизации погребального дела, в общности места погребения, заключался момент укрепления жреческих интересов. Стоило только общее кладбище, как это потом и случилось, перенести из неприветливой дали в более тесный круг родины и — воздвигалось святилище огромного значения, под широкою сенью которого эксплуатация более богатых источников вспомоществования главного местожительства могла достигнуть самого причудливого развития.

Племенное кладбище у родного селения есть признак более высокой ступени оседлости, которая нас уже значительно отдаляет от момента возникновения религии. Мы, однако, упоминаем здесь о том потому, что этим олицетворяется новая многозначительная фаза в борьбе между жречеством и народом, ступень, при которой, видимо, обнаруживается рост могущества жречества. Когда народ требовал уничтожения и устранения телесных останков, жрец мыслил о том, как ему от гибели спасти хотя бы некоторые осколки, чтобы с их помощью увеличить ряд культовых фаз еще одной фазой. Так, например, сохранялась голова, тогда как все прочее тело подвергалось уничтожению. Также остатки от первого предварительного погребения на дереве, щите, земле и т. д. в определенные времена года в пределах области целого племени, по которой рассеяны такие предварительные погребения, тщательно собирались вместе и помещались в одно общее место у главного обиталища племени.

С общими местами погребения находится в соответствии представление о царстве духов. В царстве теней, которое реальной своей основой имеет удаленное общее место погребения, душа человека приходит к покою; она не нуждается больше ни в каком попечении. На более высокой ступени переход в потусторонний мир не означает более полного разрыва сношений с отошедшим и окончательное успокоение духа. Обязательность жертвований не была совершенно отменена жрецом, хотя умерший уже покоился на общем кладбище вблизи главного местожительства. Почти всюду, по-видимому, в кругу первобытных народов, устраиваются периодически повторяющиеся празднества в честь умерших, в которых принимают участие все, принадлежащие к племени, а, главным образом, жрецы и находящиеся в их свите духи.

На упомянутой здесь высшей стадии культа существуют уже два царства духов: далекая страна теней без потребности в пище и без ее предоставления таковой, как более древний «потусторонний» мир, и близкое местопребывание духов более позднего времени, которое ставило длительные, хотя и не повседневные требования готовности к пожертвованиям. К какому из двух царств духов при развитии более сильных социальных контрастов были отнесены бедные и ничтожные и к какому богатые и знатные — само собою ясно. Еще другое выдвинулось различие. Дальняя страна стала пребыванием для грешных и злых духов, а царство духов, бывшее поблизости, стало жилищем добрых духов, главным святилищем и центром хорошо устроенного жречества, обслуживающего господствующий владетельный класс.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *