Врачевание и погребение        26 февраля 2011        64         0

Целебные источники

Большой интерес представляет учение о происхождении подземных, в том числе минеральных, вод и артезианских источников. Древнегреческий философ Фалес (около 625 — около 547 гг. до н. э.) говорил, что из океана вода под ветров напором глубоко под землю проникает, откуда под воздействием давления силы тяжести, горные породы сжимающей, вверх поднимается и реки питает и ручьи. Интересно, что в сущности его точка зрения близка к современной.

Римский философ и писатель Сенека (около 4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) считал, что образование родников не может быть объяснено дождями, ибо вода дождевая глубоко в землю не проникает, а на большой глубине родники берут иногда начало. Обратил внимание на этот вопрос и Лукреций.

 «… Так как земля, наконец, является пористым телом…

И примыкает к морям, побережья их окаймляя,

То и вода из земли, утекая в моря, непременно

В землю обратно должна из соленой пучины сочиться.

Ибо морская вода проникает сквозь почву, и жидкость

В землю сочится назад, стекая к источникам водным,

После чего по земле возвращается пресным потоком…»

Упоминавшийся ранее Силенциарий в поэтической форме дал четкое разъяснение, почему воды подземных источников минерализованы и нагреты. Он склоняется к мнению, что источником нагревания служит не живая сила воды, а тепло окружающих воду горных пород. Так же рассуждали Сенека и Витрувий. Они считали, что воды принимают тепло веществ, через которые они протекают, например серы. Доказательством этому служат вкус, температура и запах воды.

Таким образом, в античную эпоху довольно правильно представляли себе процесс образования подземных вод. Знакомы были и с минерализацией подземных вод, а также с процессом кристаллизации минералов из растворов. Плутарх отмечает, что в воде небольшое количество мелких тел вдруг останавливается, притекающие после наталкиваются на первые и образуют благодаря взаимному сцеплению крепкую, компактную массу.

Античные ученые имели представление и о процессах фильтрации. Арриан пишет: «Он [Александр Македонский] решил в том месте, где течение Евфрата направляют в Паллакону, прочно преградить сток. Стадиях в 30 (около 600 м), подальше земля оказалась каменистой; надо было прокопать здесь канал, соединить его со старым каналом, ведущим к Паллаконе, и тогда вода не просачивалась бы сквозь землю, так как грунт был твердый и воду нетрудно было бы в положенное время повернуть обратно». Мы видим, что греки не только были знакомы с процессами фильтрации (просачивания), но и выполняли довольно сложные гидротехнические работы.

Плиний Старший дал характеристику равнины в Веронской и Пизанской областях, отметил некоторые фильтрационные особенности пород этой местности: «Земля ее на поверхности, чтобы сразу сказать о свойствах почвы, представляет собой тонкую пыль, далее в глубину она пориста, как пемза, и впитывает влагу… Земля здесь пропускает частые дожди, процеживая их сквозь себя и при этом не обнаруживая склонности ни превратиться в грязь, ни быть размытой…».

О том, что в античную эпоху уже ставились научные задачи в области геологии (в частности, гидрогеологии) и делались попытки их решения, свидетельствует крайне интересное письмо Плиния Младшего к консулу Лицинию Суре, в котором он пишет:

«Я принес тебе с моей родины вместо подарка вопрос, достойный твоей глубокой учености. Источник зарождается в горах, течет между скал и собирается в маленькой столовой [водоеме], устроенной человеческими руками. Здесь он немного задерживается, а потом впадает в «Парий [озеро Комо в северной части Италии], Удивительна природа этого источника: трижды в день в нем, периодически увеличиваясь и уменьшаясь, поднимается и опускается [уровень]… Скрытый ли воздух то расширяет, то закрывает горло и устье источника, смотря по тому, втягивается ли он или выталкивается из источника? То же мы видим на бутылках и других подобных сосудах, в которых нет зияющего, во всю ширину раскрытого отверстия. Если их отклонить или опрокинуть, то вследствие задержки, созданной сопротивлением воздуха, содержимое их выливается, останавливаясь как бы с частыми всхлипываниями. Может быть, природа этого источника подобна природе океана, и по той же причине, по которой там бывает прилив и отлив, и это малое количество влаги поочередно спадает и поднимается. Или как в реках, которые, впадая в море, поворачивают вспять от противных ветров и встречного течения, так и здесь что-то отбрасывает назад бег источника? Или в скрытых жилах его есть определенная мера воды и ручей становится меньше и тише, пока он набирает высосанное, а набрав, увеличивается и делается живее? Или есть какое-то скрытое неведомое равновесие, которое при истечении ручья оживляет его и вызывает к жизни, а когда он полон, удерживает и ослабляет? Исследуй причины, вызывающие это чудесное явление (это в твоих силах). Для меня достаточно, если я сумел ясно изложить то, что происходит».

Не правда ли — любопытное письмо. Плиний Младший, ставя вопрос, уже предлагает несколько вариантов ответа на него. Интересно, что письмо адресовано ученому, который, вероятно, специально занимался подобного рода «геологическими» исследованиями. Жаль, что мы не знаем, что ответил на письмо Лициний Сура.

Плиний Младший сделал описание Владимонского озера, интересовавшего древних ученых целебными свойствами своих вод и геологическим строением. Он прекрасно охарактеризовал цвет сернистой воды, которая и тогда и сейчас широко применяется в медицине при лечении суставов, переломов и т. п. Между прочим, с давних времен считали, что сера обладает священной и очищающей силой.

В трудах Плиния Младшего содержатся сведения о том, что в Германии за Рейном (в окрестностях нынешнего г. Висбадена) имеются теплые источники, в которых вода кипит каждые три дня, и вокруг источников отлагается известковая накипь (пемза).

Все это свидетельствует о большом интересе античных ученых к вопросам гидрогеологии и о попытках научного объяснения наблюдаемых явлений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *