Архитектура        07 октября 2013        65         0

Церковь Успения в Ярославле

Церковь Успения в Ярославле, заложенная князем Константином Всеволодовичем в 1215 г., была, подобно Борисоглебской церкви в Ростове, дворцовым храмом. Летопись отмечает: «Того же лета князь благочестивый Костянтин церковь камену заложи на Ярославли на своем дворе, во имя святыя Богородица Успенья». Последующая судьба постройки неизвестна; церковь упоминается лишь в связи с погребением в ней зимой 1259 г. князя Василия Всеволодовича («положен… за северными страны прямо дверей святаго жертвенника»).

Далее собор разрушился в городской пожар 1501 г., и в 1504 г. был построен новый.

В XVII в. собор перестраивается вновь по повелению царя Алексея Михайловича (1640), а после пожара 1658 г. возобновляется митрополитом Ионой Сысоевичем (1674).

Этот кирпичный собор, сохранявшийся до 1937 г., представлял собой интересный памятник XVI-XVII вв.

Церковь Успения в Ярославле

Успенский собор в Ярославле. Общий вид.

Церковь Успения в Ярославле

План Успенского собора в Ярославле.

Судя по плану, он не был перестроен в XVII в. целиком и сохранял в своей нижней части стены здания 1504 г. Об этом говорит и нижний ярус аркатурно-колончатого пояса. Верхняя часть здания была надстроена в 1674 г., и зодчие Ионы повторили излюбленный в его ростовских постройках мотив колончатого пояса. Предполагалось, что собор 1658 г., как и собор 1504 г., становился на месте древнейшего здания 1215 г. Разведки установили, что это предположение ошибочно. Траншея, проведенная в 1940 г. между северо-западным столбом и северной стеной, показала, что фундаменты собора XVII в. лежат в совершенно нетронутом культурном слое XII-XIII вв., в котором выбраны котлованы для пилонов и стен, сложенных из крупного кирпича и булыги.

Церковь Успения в Ярославле

Профиль траншеи.

Никаких следов кладки или полов собора XIII в. не обнаружено. Однако при раскопках участка к востоку от апсид собора были найдены обломки характерного для XIII в. плитко-образного кирпича (5x17x19 см), лекальный кирпич для кладки полу-колонок пучковых пилястр (диаметр — 17,5 см, толщина — 5,5 см) и обломок желтой поливной половой плитки в форме ромба (со скошенными краями). Все эти материалы близко напоминают по фактуре кирпич и плитки собора во Владимире Княгинина монастыря. Пилястры храма были, видимо, пучковыми.

При работах по разборке колокольни, находившейся к северо-западу от собора, был найден единственный обломок резного белого камня, свидетельствующий о наличии скульптуры в декоре собора 1215 г. Это плоская морда полузвериного — получеловеческого характера (13 X 15 см), представляющая, по-видимому, часть целой рельефной фигуры.

Церковь Успения в Ярославле

Успенский собор в Ярославле. Резной камень.

Это все, чем мы располагаем для суждения о первоначальном облике Успенского собора.

Он был, как указывает летопись, дворцовой церковью на дворе князя Константина в Ярославле. Судя по находкам кирпича и резного камня, для его внешнего облика было характерным сочетание кирпичной кладки с белокаменными резными деталями, как это было ранее в Чернигове (соборы Бориса и Глеба и Благовещенский) и в Старой Рязани.

Что касается его внутренней отделки, то известно лишь о наличии пола из майоликовых плиток.

Характер дворцового комплекса, частью которого являлся собор, освещается позднейшим источником — житием князя Федора Ростиславича ярославского.

Когда перед смертью князь захотел принять схиму, его понесли в Спасский монастырь: «Ударита на дворе во колоколи все у святые богородици и весь град стечеся на двор княж… и с сеней понесоша всквозе град весь князя в монастырь святаго Спаса и плачь бысть не утешим — овии о землю убивахуся, инии — о градный мост…». Перед нами, — вероятно, огражденный княжеский двор: у собора «на дворе» звонница с колоколами. Характер княжеского жилища определяется наличием «сеней», с которых сносят умирающего князя, — они, а, следовательно, и весь комплекс дворца, двухэтажны, как это мы видели при анализе рассказа о дворце галицких князей и на реальном примере Боголюбовского дворца. Видимо, и по своей схеме дворец Константина в Ярославле следовал установившейся традиции. Князь Константин Всеволодович, украшая города своего княжения, естественно, стремился подражать постройкам своих прославленных предшественников — владимирских князей. Однако, скорее всего, дворец был деревянным.

Следует отметить, что, судя по месту находок резных камней к северо-западу от собора XVI в., древний Успенский собор стоял не в центре кремля, а ближе к его западному валу; вместе с ним и здания дворца Константина располагались параллельно кремлевской стене, обращаясь к площади лишь одним своим фасадом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *