Антропология человека, этнография, география        29 марта 2017        70         Комментарии к записи Человеческие расы и прародина человечества отключены

Человеческие расы и прародина человечества

Человеческие расы и прародина человечества

В результате естественного развития, на земле появляется в животном царстве самостоятельный вид живых существ — «разумный человек» (homo sapiens), от которого и произошло нынешнее человечество.

На основании различия и сходства цвета кожи, формы черепа, формы волос и т. д., мы делим человечество на группы народов или расы, обладающие сходными признаками и предполагающие происхождение каждой группы от общих предков.

Чем объяснить существование рас? Произошли ли они от разных предков в разных местах земного шара, или следует считать человечество единым по своему происхождению и имеющим общую прародину? В первую половину позапрошлого века много сторонников имела теория полигенизма, т.е. множественности предков человечества, формулированная современником Кювье, французом Виреем. Эту теорию, упрощенным способом разрешавшую вопрос о расах, ухитрялись примирять даже с библией, так как там опоминается только о белой расе, которая только одна и произошла от Адама и Евы. Мысль эта, как мы уже знаем, высказывалась и раньше для оправдания торговли рабами и жестокостей европейцев с цветными народами. В сущности, говоря, она и сейчас имеет своих бессознательных сторонников, придающих особое значение делению человечества на «низшие» и «высшие» расы.

Тем не менее, теория множественности источников человечества уже категорически осуждена современной наукой, обосновавшей теорию моногенизма, единства происхождения человечества от общего корня. Этот вопрос, в сущности, был уже решен Дарвином в его трудах: «О происхождении видов» и «Происхождение человека» (1870 г.). Животные, имеющие принадлежность к одному виду, при всем разнообразии внешних признаков, напр., собаки разных пород, всегда дают при скрещивании плодовитое потомство. Наоборот, сходные по внешности животные (лошадь, осел, зебра), но дающие при скрещивании бесплодное потомство, должны быть отнесены к разным видам. Что касаемо человечества, то его так, называемые, расы, без сомнения, оказываются не видами, а разновидностями единого человеческого рода, так как смешение между представителями самых расхожих человеческих рас всегда давало и дает, безусловно, потомство с большой плодовитостью. Так было и в отдаленном доисторическом прошлом, когда телесные различия между отдельными группами человечества были значительнее, чем теперь: во всевозможных европейских местностях длинноголовые черепа с низшим типом развития исчезают не сразу, когда уже появился и начал распространяться другой, короткоголовый и более совершенный тип.

Наряду с указанным признаком можно указать и другие, налагающие на человечество печать единства. У всех без исключения человеческих рас большой палец ноги является органом опоры для туловища. «Одного этого видоизменения уже совершенно хватает, чтобы отклонить мысль о происхождении человеческого рода от нескольких корней, так как мы не знаем в органическом мире ни единого примера, чтобы образования, вполне сходные во всех частностях строения, многократно возникали независимо друг от друга». (Герм. Клаач).

Единство человечества не следует понимать в смысле происхождения от одной пары предков, сыгравших роль Адама и Евы. Человечество возникло так же, как, по современным воззрениям, возникают новые виды вообще, т.е. при условиях продолжительной изоляции, или обособленного существования, а также и свободного скрещивания данной группы животных на определенном участке земли. При таких условиях и малочисленная, может быть, разновидность первичных приматов могла превратиться в новый вид — Homo sapiens, «человек разумный». (Г. Клаач).

Хотя, так именуемые, «низшие расы» обнаруживают больше нас сходство с животными предками, но мы не вправе сближать их с гориллой или шимпанзе и, должны считать эти расы нашими братьями и сестрами.

Где образовался человеческий род?

Зоология установила закон цельности площади распространения животных. Сущность этого закона состоит в том, что всякий вид животных имеет свой географический центр распространения. Появившись впервые в этом единственном центре, вид этот, по мере размножения, расселяется по всем направлениям до той поры, пока не встретит какого-нибудь препятствия в виде моря, высоких гор, пустынь, сопротивления более сильных животных и т. п. Исключения из этого закона, т.е. существование данного вида в отдаленных одна от другой местностях объясняются или тем, что интервал между областями обитания образовался после возникновения вида вследствие геологических или иных причин, или случайным переносом животных из одного места в другое (проф. А. М. Никольский).

Человечество, как самостоятельный вид, также имело свой географический центр распространения, свою прародину.

Где именно? Или, по крайней мере, в каком поясе земли? На острове или на материке?

Дарвин говорил, что бесполезно доискиваться решения этого вопроса, но допускал возможность появления человека в Африке, так как там живут горилла и шимпанзе. Точный ответ на вопрос встречает непреодолимые трудности, и ответом являются более или менее остроумные гипотезы. Если до сей поры не удалось определить родину любой из существующих форм животных, то не лучше обстоит дело и с человеком. Человек, или, по крайней мере, предок человека, уже имел место в третичном периоде. Но с начала этого периода лик земной сильно изменился: целые материки погрузились в море, на суше поднялись теперешние высочайшие горные хребты, большие перемены произошли в климате, растительном и животном мире. Может быть, родина человечества находилась на, погрузившемся на дно Индийского океана материке, остатками которого считаются о-ва Мадагаскар, Цейлон и п-в Индостан. В связи с местом обитания гиббона и орангутанга, низших человеческих рас, как австралийцы, и находкой питекантропа, родину человечества ищут в районе Малайского архипелага. Так как человек является наиболее юным видом млекопитающих, то его прародину не считают возможным искать ни в Австралии, ни в Америке, так как там нет человекообразных обезьян, и мир млекопитающих этих материков является более древним и более своеобразным сравнительно со Старым Светом. (О. Пешель). Итак, есть некоторое основание думать, что родина человечества находилась где-нибудь в жарком поясе Старого Света.

Появившийся в этой области первобытный человек, вероятно, отличался темным цветом кожи, имел низкий черепной свод с мощными надбровными дугами и выдающимися челюстями, но сравнительно слабо развитыми клыками и большими верхними резцами, что указывает на преобладание растительной пищи. Хотя на двух ногах он уже и ходил, но скелет был еще слаб, поэтому туловище было тонкое и мускулатура рук и ног слабо развита (Клаач).

Волосяной покров на его теле был обильным, но потом стал исчезать, сперва у женщин, затем, путем наследственной передачи, и у мужчин. Дарвин объясняет это исчезновение волосатости влиянием полового подбора.

Из своей прародины первичное человечество начало распространяться в разных направлениях, сперва в пределах Старого Света, а затем проникло и в Америку. В начале четвертичного периода люди уже занимали обширные пространства Европы. Выселившиеся из прародины отдельные малочисленные группы человечества долго жили в различных обособленных частях земного шара, различавшихся природными условиями. В этот период обособленной жизни и образовались, под влиянием среды, изоляции н наследственности, первичные человеческие расы или разновидности человечества со свойственными каждой расе однородными телесными признаками. Влияние на человека природных условий, среды, к которой он должен приспособляться, несомненно, и выражается различными изменениями в его организме; в изолированных от смешения группах людей эти изменения закреплялись и наследственно передавались их потомству.

За периодом обособленного существования и образования первичных рас в жизни человечества наступил период их преобразования и смешения. Так как разные человеческие группы размножались, и им становилось тесно на родине, то среди них начались переселения в поисках свободных земель. Эти переселения приводили пришельцев в новые места обитания, с иными природными условиями, чем на родине, а это с течением времени должно было отразиться на телесных особенностях пришельцев, которые, кроме того, приходили в соприкосновение и смешивались с чуждыми дотоле расами, образуя переходные физические типы, новые разновидности человечества. Из-за этого перемещения и смешения немногочисленных первичных рас человечество распалось на множество племен и народов. Процесс этого смешения не только не прекратился, но, благодаря увеличению числа людей на земле и развитию сношений, становится сильнее, захватывает новые области и хотя, медленно, но неуклонно ведет, к образованию общего физического типа человечества.

В грандиозных размерах смешение рас происходит в более позднее время в Америке, где столкнулись индейцы, различные европейские народы и негры. Англичане, скандинавы и немцы сравнительно реже смешиваются с цветными, особенно с неграми, чем латинские народы. В Америке для обозначения людей смешанной крови выработалась даже специальная терминология. Потомки европейцев, более или менее утратившие следы смешения с цветными, называются креолами, потомки европейцев и американских индейцев называются метисами (но этим словом часто называются вообще лиц смешанного происхождения); потомки индейцев и негров называют цамбо (сампо, хиносы), европейцев и негров — «мулаты». При смешении мулатов с белыми, негрская кровь в дальнейших поколениях выражается дробью: «терцероны» (потомки европейцев и мулатов), «квартероны» (потомки европейцев и терцеронов), «квинтероны» и т. д., до «октавонов» включительно.

У мулата цвет кожи светлее, чем у негра, волосы менее курчавы, строение черепа и черты лица несколько приближаются к европейскому типу. Вообще негрская кровь является очень стойкой и иногда сказывается даже в отдаленных поколениях. Мулат очень похож на негра. У терцеронов и квартеронов еще сохраняется фиолетово-синий цвет ногтей и синеватое кольцо вокруг глаз. Только квинтероны от белых почти не имеют отличий. У потомства мулатов и негров белая кровь в четвертом поколении окончательно исчезает. Но строгой правильности при смешении белых с цветными, однако, не существует, и нередко имеются случаи возврата к типу одного из предков, иногда довольно отдаленных, что доказывает стойкость расового типа, вырабатывавшегося в течение многих тысячелетий.