Производство ткани, одежды        31 августа 2013        87         0

Что такое ковер

Что такое ковер

Как много можно узнать, если пристально вглядеться даже в привычное и обыденное. В редком доме нет ковра — большого ли, маленького, одного или нескольких. Потому что ковер или коврик — непременная деталь нашего быта. Но что такое ковер?

Рано-рано на рассвете, когда только просыпается ветерок в ветвях, а звезды раздумывают — уходить им с неба или еще посветить немного, приходят на лесную поляну Мастера. Тихо льется в такие предутренние часы звездный свет и, пробиваясь сквозь густые ветки деревьев, рассыпается на тонкие, как серебряные нити, лучи. Ловко и бережно подхватывает Мастер звенящие лучи, передает другому, и тот осторожно сматывает их в невесомый клубок. Много рассветов должно пройти, чтобы набралось достаточно серебряной пряжи, и только тогда можно приниматься за новую работу.

Натянуты, как струны, серебристые лучи на ткацком станке, и быстрым челноком бегает солнечный зайчик. Все плотнее и плотнее становится звездное полотно, сверкая золотистыми бликами. Наконец Мастера снимают его со станка и расстилают на Заветной поляне у Старого Дуба, и оставляют на ночь. Прорастают сквозь полотно зеленые стрелки травы, становясь ворсинками. Цветы отдают ему свои краски. А под утро, когда падет искристая роса, роняет Старый Дуб на ковер тяжелый желудь и шелестит тихо:

— Просыпайся…

Так рождается сверкающий всеми цветами радуги ковер…

Это сказка, но…

Археолог легкими движениями кисточки сметает пыль и мельчайшие комочки земли. Зачем он это делает? Когда археологи бережно очищают какой-то древний предмет, показавшийся из земли, это понятно — иначе можно повредить или даже безвозвратно разрушить находку. Но здесь что так осторожно очищать? Квадрат земли в каких-то неровных бугорках, и всё. Но не торопитесь, подождем и проследим, что будет дальше. А дальше: археолог разводит в ведре белый порошок, помешивает, еще подсыпает. И, убедившись, что раствор готов, осторожно выливает его прямо на расчищенный квадрат земли. Проходит несколько минут, и раствор застыл, окаменел — потому что белый порошок, с которым «колдовал» археолог, это самый обыкновенный гипс. Но зачем все это? Еще чуточку терпения.

Осторожно подхватив за край застывший гипсовый квадрат, археолог переворачивает его — и перед нами слепок… циновки. Неизвестный мастер сплел ее много тысяч лет назад. Недолговечный материал — лоза либо толсто скрученные нити — давно истлел, но след остался: циновка отпечаталась в земляном полу — это те самые бугорки, которые так старательно очищал археолог. Гипс помог сделать объемную «фотографию», и пред нами предстало изящно сплетенное изделие рук человеческих.

Циновки люди плели с незапамятных времен, плетут и сегодня — из лыка, тростника, лозы и многих других материалов. Но столь знакомая нам циновка сыграла в жизни человечества весьма значительную роль: она прародительница ковра.

Тысячелетия назад люди научились разводить скот. И среди многого, очень нужного, что это дало, была шерсть. Оставалось сделать следующий шаг: научиться прясть и ткать. И люди научились. Когда это произошло, мы не знаем. Но древнейший ковер, обнаруженный археологами на территории нашей страны, относится к четвертому веку до новой эры. Иначе говоря, ему около двух с половиной тысяч лет. Это самый древний известный ковер, но, конечно, не самый первый. Первый и не может быть найден, потому что истоки ковроткачества теряются во тьме веков.

Человеку всегда было свойственно жгучее стремление выразить себя, отразить всю глубину и ширь окружающего мира. Но как было это сделать, когда до рождения первой книги оставалось еще не одно тысячелетие? Если живопись, в нашем современном понимании, еще только должна была появиться в далеком-далеком будущем? Как?

И на помощь человеку пришел ковер!

Отдельная буква ничего не означает, но буквы, сложенные вместе, образуют слова, фразы… книги, в которых запечатлен огромный мир, судьбы людей, события и мечты. Точно так краски и линии, слагаясь в необыкновенные узоры, становились удивительным рассказом, отражавшим красоту окружающего мира и, конечно, внутренний мир их создателей…

Ковроткачество давно перестало быть только ремеслом, оно давно стало частью нашего многонационального искусства. И сегодня существует не просто ковер, а ковер азербайджанский, ковер молдавский, туркменский и многие другие, подобно тому, как существуют не сказки вообще — а русские сказки, узбекские сказки… Или литовские дайны, молдавские дойны, украинская керамика — иначе говоря, все то, что называется народным творчеством. И ковры, не только старинные, но и сделанные руками современных мастеров, сегодня хранятся в музеях, как и другие бесценные сокровища — картины, скульптуры, древние книги…

Вот что такое ковер — привычная деталь нашего быта…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *