Передвижение и транспорт        24 февраля 2015        89         0

Что такое парус

Иногда говорят: люди запрягли ветер. Лошадь он, что ли?

А все же научились и его «запрягать». Только не в телегу, а во что — сейчас узнаете.

Наверно, кто-нибудь из читателей уже вообразил этакую мудреную машину — всю из колесиков, винтиков, проводов. Так ходуном и ходит, гремит, сверкает.

Ничего подобного! Самый простой ловец ветра такой, что проще и не придумать: всего лишь кусок обыкновенной материи, ткани, под названием парус.

Все вы, конечно, видели, даже сами пускали в ручье или в луже игрушечные парусные кораблики. И кто-нибудь из вас удивится: разве парус машина?..

И правда, парус еще не машина. Правильно его называть не двигателем, а движителем, то есть устройством, которое не преобразует приложенных к нему сил, а лишь приспосабливает их для движения: ветер давит на парус, а тот всего лишь передает его напор кораблю, чтобы корабль рассекал на пути волны.

Все же древние люди, впервые применившие парус, остались довольны. Еще бы: теперь незачем отталкиваться шестом или грести веслами — ветер сам двигает лодку.

Сначала, наверно, вместо ткани была какая-нибудь звериная шкура, добытая на охоте. Ее вешали на высокую палку, на мачту. Или сшивали между собой несколько шкур. Ведь чем больше парус, тем он больше поймает ветра. И это все равно, как если бы вместо одной лошади запрячь в повозку десять или еще больше лошадей. А уж потом, когда изобрели ткацкие станки, стали натягивать вместо шкур очень широкие полотнища. Даже придумали для парусов специальную ткань — прочную, плотную, чтобы ветер не пропускала сквозь щелочки, — парусину.

И сейчас рыбаки выходят в море на парусных лодках, да спортсмены соревнуются на легких парусных яхтах. А когда еще не было пароходов, то не только лодки, но и самые большие корабли плавали под парусиновыми парусами. На таких кораблях-парусниках отважные мореплаватели совершали кругосветные путешествия по морям-океанам.

Шлюп, иол, куттер, шхуна, бригантина, каравелла — разве все перечислишь! — каких только кораблей не строили и каких только парусов не ставили на них. И прямые, и косые, и треугольные, и четырехугольные. У каждого — свое название, каждый привязывали веревками к своим реям — перекладинам на мачтах. Мачта же на корабле — это уже не палка, а целое дерево: стройная, прочная, высокая сосна. Лес, где такие сосны растут, называется мачтовым лесом.

Вы спросите, зачем столько разных парусов?

Все они для того, чтобы поймать больше ветра. А еще, чтобы корабль мог плыть не только при попутном ветре: паруса можно повернуть так, что они станут ловить боковой ветер тоже. А корабль все равно поплывет в нужном направлении.

Что такое парус

На кораблях люди плавали не просто от нечего делать, а перевозили тяжелые грузы. Из одного порта в другой.

А что, если посреди пути вдруг настигнет безветрие, штиль, как говорят моряки? Тогда и паруса не помогут — обвиснут без ветра, будто тяжелые бесполезные тряпки. На такой случай сидят гребцы наготове. У каждого в руках по длинному веслу. Словно гребенки выросли по бокам судна — сразу по двадцать весел, а то и больше, выставилось, ощетинилось с левого и правого борта.

Что такое парус

Ударили дружно по воде, оттолкнулись, и снова на миг блеснули в воздухе мокрые весла. Гребцы гребут что есть силы, надрываются, а корабль еле движется: сама по себе нелегкая посудина, да еще нагружена!.. Но лишь только потянет над водой ветерок — затрепещут, оживут паруса. Секунда — и раздулись, и уже побежало судно, нет — полетело вперед все быстрее, как на больших белых крыльях. Вот какая силища у совсем «не сильного» ветра!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *