Техника живописи и скульптурные приемы        10 апреля 2013        57         0

Декоративная изобразительная деятельность

Перед нами остается весьма обширная область искусства, как древнего, так и современного, которая не имеет указанного характера. Сюда войдет вся декоративная изобразительная деятельность, орнаментика во всем ее многообразии, множество зрительно воспринимаемых знаков смыслового характера, наконец, — костюм самого человека с многообразными носимыми «украшениями» и пр. Более детально остановиться лишь на вопросах орнаментального порядка, лишь бегло коснувшись иных тем изобразительной деятельности, также не имеющих характера воспроизведений реального мира. В главе, относящейся к вопросам генезиса искусства, естественным образом должен будет занять свое место и вопрос о происхождении орнамента, или, вернее, вопрос о причинах возникновения и формах сложения раннего декоративного творчества.

Сейчас мы располагаем множеством данных, почерпнутых как в материалах древних, так и современных, свидетельствующих о процессе закономерного и постепенного перехода воспроизведений реальных объектов, трактованных первоначально реалистически, т. е. в распознаваемой форме, к каким-то «геометрическим» фигуркам — всюду одинаковым. К подобным явлениям обычно прилагали термин «дегенерация», т. е. «вырождение». Установив не один раз подобные «ряды превращений» от реальных прототипов к геометрическим их завершениям, многие последователи полагали, что всякого рода «орнаментальные» элементы непременно должны восходить в своей истории к первоисточникам «изобразительным» в узко-понимаемом значении этого термина.

Карл фон ден-Штейнен, изучавший народности центральной Бразилии, значительное внимание уделил их изобразительной деятельности. Он был немало удивлен тем, что в среде изучаемых им народностей отсутствовали какие бы то ни было представления об отвлеченных геометрических фигурах и сочетаниях, в то самое время как их изобразительная деятельность была построена преимущественно на ритмических сочетаниях треугольников, ромбов и пр., следовательно, имела весь облик линейно-геометрических образований. В основе этих комбинаций мы имеем треугольник, как элемент ритмических сочетаний весьма разнообразных. Однако этот треугольник вовсе не выступал в творческой среде в качестве некоторой отвлеченной величины, но тесно связывался с реальностью, сохраняя и название «улури», которое относилось к женскому переднику стыдливости.

Декоративная изобразительная деятельность

Женский передник у племен центральной Бразилии и его воспроизведение в орнаменте.

Карл фон ден-Штейнен естественным образом склонялся к мысли о реалистическом и изобразительном происхождении всякого рода геометрических форм, а, следовательно — и орнамента. Все подобные ряды, к самому орнаменту, как это ни покажется странным на первый взгляд, тесного и генетического отношения – не имеют. В самом деле, мы знаем, что совершенно различные изначальные темы подобных рядов в конечном процессе подобной «дегенерации» могли давать совершенно одинаковые геометрические или близкие к ним формы. Нам известны примеры, когда столь отличные «изобразительно» темы, как человек и летучая мышь, — давали одни и те же геометрические производные. Известный «очковый» орнаментальный мотив, весьма распространенный в эпоху бронзы в Средиземноморских районах, вдруг находит свое повторение в Америке, а там удалось проследить и его постепенное оформление хотя уже из декоративного, но хорошо распознаваемого изображения аллигатора и т. д.

В народном искусстве в Европе, там, где оно еще хорошо сохранилось, преобладает декоративный характер творчества. В этом творчестве существует очень много отдельных тем, комбинируемых в разнообразных сочетаниях. Темы эти в значительной своей части являются усвоением из разных центров цивилизаций, может быть, и очень древних. Остальная часть мотивов, сравнительно меньшая, могла иметь и местное происхождение, но для чисто геометрических форм такое происхождение, во всяком случае, следует считать давно забытым. Тем не менее, в производственной среде всякие элементы орнаментального содержания, включая и простейшие геометрические образования, имеют свои названия: глазки, репеи, шайтан и проч. Эти названия в большинстве случаев не могут нам открывать путей к реконструкции истории их образования, т. к. они являются сравнительно поздними и могут расцениваться лишь в качестве производственной терминологии. Раз, следовательно, разнообразные темы могут совершенно независимыми путями в каких-то процессах упрощения давать совершенно одинаковые и простейшие геометрические абрисы, то нам, конечно, необходимо будет внимательно к ним присмотреться и постараться выяснить генетическую сторону вопроса, — действительно ли всегда они происходят от некоторых реальных изображений.

Люкэ, исследователь генезиса искусства и творчества детей, совершенно основательно обращает наше внимание на такие виды изобразительной деятельности древнего человека, как волнистые линии на стенах пещер, сделанные краской или просто пальцами по влажной глине. Эти линии не имеют никакого геометрического характера, не воспроизводят никакого из животных в сколько-нибудь распознаваемых чертах. Мы этим не хотим исключать вообще какого-либо возможного их осмысления, но сейчас для нас важно констатировать то, что они могли внешне восприниматься в оценке выражения некоторого ритма.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *