Техника живописи и скульптурные приемы        17 июня 2013        81         0

Декоративная скульптура в иконостасах

Декоративная скульптура помещалась чаще всего в иконостасах. В Пермской галерее находится уникальный иконостас середины XVIII века. Он выделяется художественной оригинальностью и грандиозностью. Его пять позолоченных ярусов подымаются в высоту до 20 метров. Это выдающийся памятник русского декоративного искусства той поры.

Он создан в Прикамье, в старинном Пыскорском монастыре, обладавшем большими богатствами. Изготовлен он был для огромного пыскорского собора. Монастырская мастерская выполняла орнаментальную резьбу и деревянные фигуры не только для собственных нужд. Сделанные в ней скульптуры и декоративная резьба находились в ряде мест.

Когда в 1790-х годах в новом губернском центре — Перми стали строить собор, то его летнюю часть соорудили по размерам пыскорского собора. Решено было переместить в Пермь «великолепный иконостас» из Пыскора. Там он не использовался, монастырь был уже закрыт. При этом все-таки не вся пыскорская громада поместилась в пермском соборе.

Симметричная композиция этого памятника отличается стилистической цельностью. Он сплошь покрыт орнаментами в стиле барокко. Плавные игривые их формы подчеркивают вертикали, высотность иконостаса. На позолоченной поверхности множество причудливо изогнутых узоров, прочерченных в левкасе (меловом грунте на дереве). Высокорельефные — крупные орнаменты обрамляют большие живописные композиции декоративного характера. Написал их в 1760-1762 годах известный русский живописец В. Василевский. Хотя и умеренно, но в декор привлечена также скульптура.

В центре первого яруса, в нижней части врат вырезаны барельефные фигуры Василия Великого, Иоанна Златоуста и московских митрополитов Петра и Алексия. Изображены они в пол оборота. У них — разные лица и бороды, разные жесты рук, различны и растительные узоры на одеждах, орнаментировка на митрах.

Декоративная скульптура в иконостасах

Скульптуры во вратах иконостаса Пермского Кафедрального Собора (здание Пермской художественной галереи).

Но за внешними неповторяющимися особенностями не открываются индивидуальные характеры, а проступает лишь общая обрисовка фигур в виде проповедников веры.

Такой трактовке изображений способствует переложение фигурных объемов в плавные барельефы, их спокойные ритмы. Небольшая рельефность, узорность и линейная четкость форм, подчеркнутая силуэтность сплетают фигуры в одно целое с искусным орнаментальным строением врат. Дверные створы заполнены невысокой пластической резьбой узоров. Четкость их рисунка усиливает ажурная местами резьба.

Для подчеркивания пластики декора деревянная скульптура используется и в других частях иконостаса. В надвратной композиции ниже резных летящих ангелов помещены две скульптуры коленопреклоненных пророков. В узорные композиции над первым и третьим ярусами включены резные головки ангелов и серафима.

Декоративная скульптура в иконостасах

Фрагмент скульптурных украшений в иконостасе из г. Перьми.

Во вратах, найденных в подвале пермского собора и вырезанных, видимо, тоже в Пыскоре, скульптура еще заметнее сливается с орнаментальной резьбой. В верхней части врат, среди пышных орнаментов, вырезаны персонажи «Благовещения» — архангел, Мария.

Декоративная скульптура в иконостасах

Благовещение – в орнаментальной композиции створок врат того же иконостаса.

Изображения не только не обособлены от узоров; наоборот, орнаментальный строй так сильно сказывается на формах фигур, что образуется единое декоративное целое. Однако и при этом мастер находит для фигур соответствующие позы. Таким же путем в нижнюю часть врат вкомпанованы фигуры евангелистов.

Сходно со скульптурами пыскорского иконостаса исполнены и фигуры в аналое. Изображены сидящие евангелисты и стоящие святые. Этот блистающий позолотой комплекс вырезан, очевидно, также в Пыскоре (хранился в пермском соборе). Изваяния в аналое выполняют роль чисто декоративных украшений. Не случайно головы святых отчасти закрыты крышкой аналоя. Считалось, стало быть, уже необязательным воздействие скульптуры на зрителя.

Все большее снижение церковью роли декоративной скульптуры привело со временем к изготовлению однотипных небольших фигурок евангелистов, ангелов и Христа. Они театрально дополняли вещь утилитарного назначения — культовое блюдо (таковы композиции «всенощного блюда» из Чердыни, Чигироба и др.).

Когда же резчики работали творчески, они создавали оригинальные фигуры апостолов и ангелов. Декоративных скульптур ангелов выполнялось много. Фантастические небесные крылатые существа казались людям вестниками добра. Их резные изображения нередко сопровождали главные по сюжетам скульптуры, подобно «Саваофам» из Лысьвы, Ильинского.

Интересны фигуры летящих и трубящих ангелов (из сел Шакшера, Салтанова, Карагая и др.). Движения в них используются для декоративного построения скульптур. Целые группы ангелов с гвоздями, лестницей, молотком, копьем и другими «орудиями страданий» ставились для повествовательности к композициям «Страдающего Христа» и «Распятия» (группы из города Усолья, села Лимежа и др.).

Из фигур ангелов самостоятельного назначения своеобразны две — из села Бондюга. Ангелы изображены стоящими на облаках; в руках их свитки с изречениями. Вырезаны фигуры барельефно из цельных, не склеенных кусков сосны.

Для украшения иконостасов, обрамления скульптур исполнялись головки двукрылых ангелов и шестикрылых серафимов. Эти незначительные работы, казалось бы, едва ли могут быть чем-то интересны. Но и среди них встречаются такие, что имеют значение в историческом отношении, а также самобытные произведения даровитых резчиков.

На формах изображений сказались художественные веяния времени.

Два «Серафима» из села Обвинского с лицами, моделированными плавной выемчатой резьбой, похожи на такие же фигуры в московских церквях XVII века. Это связано с занесением в Прикамье плавно-рельефной резьбы из центральных русских областей.

Скульптура «Серафима» из деревни Ракиной выделяется мало моделированным лицом, но высокорельефной головой, оригинальной декоративной постановкой крыльев (два крыла распластаны далеко по сторонам). В резьбе ее живут традиции древнерусских и местных стародавних форм той поры, когда в скульптуре еще не возобладали реалистические стремления.

Три больших пышных головки ангелов из поселка Полазны отличаются смелой моделировкой полных детских лиц с очень пухлыми щеками. Эти работы выполнены в стиле барокко опытным мастером середины XVIII века.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *