Теоретические вопросы        06 мая 2015        85         0

Деление искусств у греков

Деление искусств у грековИскусства, названные в более поздний период изящными, не выделялись греками в отдельную группу. Искусства они не классифицировали на ремесленные и изящные. Греки считали, что могут быть прекрасными все искусства. Думали, что ремесленник (демиург) совершенства может достигнуть в искусстве любом и стать в последующем мастером (architekton). Отношение греков к людям, занимавшимся искусством, было довольно сложным: они их ценили за знания, но одновременно презирали за то, что труд этих людей был ремесленным, физическим трудом, трудом ради заработка. Вследствие этого древние греки ценили ремесла, пожалуй, выше, чем люди современности, а изящные искусства — ниже, чем наши современники. Отношение такое к искусствам сформировалось уже в до философскую эпоху; философы его приняли и поддержали.

Древние греки делили искусства на служебные и свободные — все зависело от того, требуются ли для этого физические усилия или нет. Свободными искусствами назывались такие искусства, которым требовались физические усилия, а служебными такие, в которых физические усилия не требовались. Первые греки считали неоспоримо более высокими. Искусства же изящные они относили частью к свободным, как, например, музыку, а частью к служебным, как живопись и архитектуру. Живопись причисляли греки к служебным искусствам до той поры, пока живописцы не получили права быть представителями искусства порядка более высокого.

Вообще-то очень широко понимая искусство, греки в то же время определяли отдельные искусства довольно узко. Они считали особым искусством авлетику (или игру на флейте) и кифаристику (или игру на кифаре). И только в исключительных случаях связывали их в одном понятии музыки. По мнению греков, скульптурные работы, выполненные в камне и бронзе, к одному виду искусства не принадлежали. Если скульптурные работы были сделаны из различных материалов, разными орудиями и способами и при этом людьми совершенно различными, то они греками не рассматривались как один вид искусства. Трагедию и комедию, эпическую и дифирамбическую поэзию греки относили к видам искусства разным, исключительно редко объединяя их в понятии поэзии. Греки редко пользовались понятиями такими, как музыка и скульптура, используя более широкое понятие искусства либо понятия более конкретные, такие, как авлетика и кифаристика, искусство высекания из камня, искусство литья из бронзы.

Греческая терминология способна ввести нас в заблуждение. В употреблении греков находились те же самые термины, какими мы пользуемся ныне, — поэзия, архитектура, музыка, — но они имели другое значение, нежели то, которое приобрели по прошествии столетий. «Poiesis», происходящее от «poiein» — делать, первоначально означало всякое производство, a «poietes» — всякого производителя, а не только одного творца стихов; сужение понятия имело место позднее. Слово «Musike», происходящее от слова «музы», означало всякое занятие, которому покровительствовали музы, а не одно только искусство сочетания звуков. «Musikos» называли всякого образованного человека. «Architekton» был главным руководителем производства; «architektonike» означало вообще «главное искусство». Лишь со временем все эти термины, означающие главное искусство, производство, образование, приобрели значение более узкое и определять стали поэзию, архитектуру, музыку.

Греческие понятия об искусстве сложились в соответствии с искусствами, которыми они занимались, а последние, в особенности в период ранний, от современных отличались. Греки не имели поэзии, предназначенной для чтения, но только устную поэзию, образно говоря, поэзию только для пения. Не было у них чисто музыки инструментальной, только вокальная. Некоторыми видами искусства, ныне стоящими особняком, занимались греки одновременно, отчего считали их одним искусством, либо искусствами родственными. Так было с театром, танцем и музыкой. Трагедия, поскольку она сопровождалась пением и танцами, к музыке и танцу была ближе, чем к эпической поэзии. Слово «музыка», даже будучи применяемым к искусству звуков, означало также и танец. Отсюда вытекали парадоксальные взгляды для нас, что музыка потому перед поэзией имеет преимущество, что имеет воздействие на органы чувств (слух и зрение), тогда как поэзия воздействует на один орган чувств (слух).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *