Архитектура        04 февраля 2013        178         0

Деревянное зодчество Руси

О всетло-светлая и украсно украшеная земля русская!

И красотами многыми удивлена еси:

Озеры многыми удивлена еси,

Реками, кладезями местночестъными,

Горами крутыми, холмы высокыми

Дубравами чистыми, польмы дивными …

Городы великими, селы дивными …

(Воинская повесть XIII века)

Нет, не случайно древнерусский поэт, обращаясь к прекрасной своей Родине, связал в единый образ природу, города и села!

Как часто мы, пораженные в сотый раз застывшей гармонией силуэта, затейливыми украшениями поэтичных и приветливых, суровых или причудливых сооружений, что оставили нам в наследие наши далекие предки, ощущаем свое единство с родной русской землей.

Архитектура прошлого влечет нас как русская песня, как сказание об отчизне, переданное нам ушедшими поколениями «из рук в руки». Величие народного духа, любовь к родине вложили они в облик поставленных ими по всей Руси городов и сел.

Деревянное зодчество Руси — то «слово» в общей русской культуре, которое «из песни не выкинешь». Его традиции коренятся где-то за пределами древнерусской государственности, в первом строительном опыте славян.

История нашего народа, его борьба с внешним врагом, быт, обычаи и верования, его противостояние суровой природе — все это отражено в памятниках деревянной архитектуры, дошедших до нашего времени. Огромная часть этих памятников — жилье ли, культовые ли сооружения — из дерева срублены мастерами, имена которых в большинстве случаев неизвестны нам, ибо не знатные бояре строили их, а простые смерды, крестьяне, мужики. Соху сменив на топор и долото, они рубили «города», избы ставили и бани, или возводили храмы «о тридцати версях», «о двадцати стенах», «великие» и «чудные».

Их творческая мысль работала всегда в соответствии с прямым назначением постройки. Многовековым строительным опытом они постигали законы той разумной красоты, в которой высшая целесообразность перерастала в художественно совершенные архитектурные формы.

Деревянное зодчество Руси — поистине народное зодчество, ибо дерево для народа всегда было основным строительным материалом. Русский человек испокон веков породнился с лесом. Из леса он строил себе жилье, мастерил домашнюю утварь; лесные чащи укрывали его от врагов, а дичь, мед и воск, драгоценные шкурки соболей и куниц, лисиц и горностаев были немалым подспорьем в его торговых и дипломатических связях.

Наши предки селились в основном в лесных областях страны, ибо степь долгое время была ареной боев с кочевниками. Печенеги, половцы, а затем и татарские орды хозяйничали там, разоряя русские села и города. Именно последнее обстоятельство и заставило «храбрых русичей» наряду с небольшими сельскими поселениями «рубить города», укрепленные высокими валами и стенами. «Город» в понимании древнерусского человека и означал уже укрепленное место. Ограждая себя от внешнего врага, Русь еще в X веке превратилась в «страну городов». И с тех пор количество их непрерывно увеличивалось.

Деревянное зодчество проделало длинный путь — от простейшего сруба, с печью, которая топилась по-черному, до величественных хором дворца в Коломенском с расположением построек весьма сложным, множеством переходов и крылец, всевозможных украшений. Века минули, прежде чем островерхий языческий храм и сторожевые башни древних городищ трансформировались в культовые христианские постройки, в мощные крепостные сооружения русских городов.

Деревянное зодчество Руси

Дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском. С гравюры XVIII века.

В своем развитии деревянное зодчество достигло высот поистине небывалых. И недаром Коломенский дворец Алексея Михайловича считали «восьмым чудом света», а народный зодчий Нестер, как гласит предание, кончив постройку Преображенской церкви в Кижах и бросив топор в Онего, с полным правом на то сказал: «Не было, нет и не будет такой».

Но чтобы мастер Нестер мог совершить это двадцатидвухглавое чудо, много поколений «древоделов» — народных умельцев подготовили этот великолепный взлет творческой фантазии и строительной техники.

Деревянное зодчество выработало множество типов жилых, хозяйственных, оборонительных и культовых сооружений.

Бесспорно, что деревянное зодчество Руси древнее каменного, но если до нашего времени дошли каменные постройки даже XI века, то основная масса сохранившихся построек деревянной архитектуры датируется XVII, XVIII и XIX веками. И, как правило, самые древние из них — это культовые сооружения, расположенные в небольших селениях, где они обычно стоят в отдалении от жилья.

Дерево как строительный материал не слишком долговечно, хотя при известном стечении обстоятельств деревянный сруб может существовать несколько столетий. Но главным злом деревянной постройки были пожары. Все русские летописи полны сведений о «великих пожарах». Дотла выгорали целые города, постоянно уничтожались жилища, крепости, культовые сооружения.

Города всегда развивались интенсивнее, чем села, а начиная с петровского времени, их облик стремительно менялся, вслед за породившим эти изменения ростом промышленности и торговли. И так немного осталось городов, где дерево в постройке преобладает, что нам теперь трудно представить себе древнерусский город, окруженный рубленой стеной.

Однако окраины России, такие, как Север, Урал и Сибирь, по причине их удаленности от центра, являлись хранителями древних народных традиций. Всевозможные архитектурные новшества доходили туда медленно. Огромные таежные массивы позволяли заготовлять отборный и дешевый строевой лес, деревянному строительству отдавалось предпочтение до самого последнего времени. Именно эти районы России богаты старинными образцами сельского и городского деревянного зодчества. И хотя самые ранние из них датируются в основном XVII веком, изучение деревянных построек Севера и Сибири в сопоставлении их с древними изображениями и описаниями, содержащимися в исторических документах, помогает воссоздать основные этапы развития русского деревянного зодчества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *