Обработка дерева        30 июня 2012        53         0

Деревянные изделия с инкрустациями

Индия

inkrustaciya-slonovoi-kostiyu

На северо-западе, в штате Пенджаб, на юге, в штате Андхра-Прадеш, и на западе, в штате Махараштра, расположены наиболее известные центры по изготовлению деревянных изделий с инкрустациями из слоновой кости. Тонкие окрашенные или неокрашенные фигурные пластинки слоновой кости вкладывают в углубления, сделанные на поверхности изделия в соответствии с рисунком, и закрепляют при помощи маленьких бесшляпочных гвоздиков из слоновой кости или серебра (иногда пользуются и клеем).

В некоторых местах для инкрустации используют рог и перламутр. Часто поверхность такого изделия украшают гравированным узором, линии которого покрывают и дерево, и материал, используемый для инкрустирования. Тончайшей инкрустацией исстари принято украшать деревянные детали музыкальных инструментов.

На северо-западе и севере страны распространен способ инкрустирования дерева металлом, называемый «фаркаши». Он заключается в том, что проволоку и маленькие медные или серебряные пластинки вбивают в узор, вырезанный на темной поверхности дерева. Узор наносится на изделие порошком древесного угля через проколотую бумагу.

Во многих областях известен способ, близкий к инкрустации: в деревянное изделие вбивают медные или серебряные короткие гвоздики с плоскими шляпками с таким расчетом, чтобы из этих шляпок создавался узор на поверхности изделия. Таким же способом, но используя латунные гвозди с широкими шляпками, украшают борта своих кибиток и телег цыгане-банджара.

Материалом для инкрустации может служить и древесина другого сорта или цвета. Производством подносов, шкатулок, картинок и других изделий, инкрустированных древесиной разных видов, славятся, в частности, города Майсур и Бенгалуру. В расположенных здесь мастерских протекает весь процесс производства, начиная от сушки древесины и ее распилки до полировки готового изделия.

Мастер выбирает обычно пластину розового дерева с таким расчетом, чтобы свойственные этой древесине переливающиеся полосы, обладающие природной окраской разной интенсивности — от бледно-розового до темно-красного цвета, напоминали ландшафт, небо в облаках или купы листвы. В соответствии с этой подсказываемой самой природой материала картиной он задумывает и композиционно решает свой сюжет. Разметив карандашом на пластине рисунок, мастер вырезает тонкий верхний слой, подготавливая ложе для инкрустации. Этот же рисунок или, точнее, его отдельные детали он наносит на тонкие пластинки дерева другого цвета. Вырезав их, он вкладывает их в соответствующие ложа рисунка, покрытые клеем, и получает цветную картинку. Последним этапом работы является заравнивание и полировка — но никогда не лакировка — поверхности изделия.

Иногда и здесь для нанесения некоторых небольших деталей применяется слоновая кость, но в целом ею почти не пользуются.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *