Производство керамики        16 марта 2012        65         0

Дерута, Губбио

derutaДерута — маленькое местечко в Умбрии по дороге из Перуджии в Орвието, неподалеку от Ассизи. Из всех майоличных центров Дерута проявила наибольшую самостоятельность и очень долго не поддавалась никаким влияниям извне.

Самыми замечательными произведениями этой умбрийской фабрики были большие, чисто декоративные блюда, которые по стилю и по технике резко выделяются среди всех итальянских майолик. Они отличаются простыми и тяжелыми формами и сравнительно малой расчлененностью самого рисунка. На лицевой стороне в середине, обыкновенно, или поясные изображения прекрасных дам, окруженные развевающимися лентами с разными надписями, или поясные изображения воинов в фантастических и причудливых шлемах. Встречаются также гербы и изображения Мадонны и святых, среди последних особенно часто святого Франциска, что объясняется близостью Ассизи. Странники, возвращаясь из Ассизи, покупали в Деруте, на память о своем паломничестве, майолики с изображением популярного святого.

Фигурная живопись в раннюю эпоху встречается на изделиях Деруты, только в виде исключения. Сами фигуры ставятся обыкновенно на полу, разделанном в виде шахматной доски, даже в том случае, если сцена разыгрывается среди пейзажа. Борта тарелок и блюд разбиты большей частью на поля с чередующимся то чешуйчатым, то растительным (в виде ренессансных пальметок и стеблей) орнаментом, имеющим лучеобразное направление (a quartieri). Расцвет фигурной живописи в Деруте относится к середине XVI века и связан с именем мастера, подписывавшего свои работы «el fate in Deruta» (от 1541-1554).

Но, главным образом, изделия Деруты славились своим изумительно нежным «перламутровым» отблеском, который назывался «а madreperla», в отличие от красноватого отблеска майолик из Губбио. Возможно, что искусство наводить на фаянсы люстр было занесено в Италию выписанными Цезарем Борджиа в Умбрию испанскими мастерами.

Характерной разновидностью дерутинских изделий были вазы с сильно стянутым корпусом и двумя плоскими, в виде широких лент, ручками.

Всемирная слава и известность Губбио (в герцогстве Урбино) зиждется исключительно на работах одного мастера, Джорджио Андреоли, или как он сам себя называл и подписывался «Maestro Giorgio da Ugubio». Джорджио Андреоли довел возникшее на Востоке искусство люстрирования до высшей точки совершенства и, кроме того, изобрел еще новый, красный, так называемый «рубиновый люстр».

Металлический отблеск наводится, как известно, на уже готовые, расписанные предметы, после чего сосуды повергаются вторичному легкому обжигу в так называемых муфельных печах. Вследствие этого представлялась возможность люстрировать не только вещи, исполненные в Губбио, но и изделия других фабрик. И этим обстоятельством Андреоли воспользовался в самом широком масштабе, ибо в лучшем случае только половина всех вещей снабженных его маркой или столь характерными для него люстрированными завитками, действительно, сделаны в Губбио. Частью маэстро Джорджио скупал чужие работы с целью люстрирования и дальнейшей перепродажи, частью мастерския Кастель-Дуранте, Урбино и Фаэнцы сами присылали свои изделия в Губбио для наведения рубинового люстра, значительно увеличивавшего их ценность в глазах покупателей. Так, например, иногда встречаются блюда с монограммой Андреоли рядом с подписью урбинского мастера Франческо Ксанто Авелли.

Выделить из общей массы майолик с металлическим отблеском изделия самого Губбио обыкновенно довольно легко. Имея в виду, что предмет будет люстрирован, мастера Губбио избегали чрезмерную красочность и всегда отводили в самом рисунке известные плоскости специально для люстры. На изделиях других фабрик люстр сразу ощущается как позднейшее добавление, нередко нарушающее гармонию красок и чистоту рисунка, ибо мастера Губбио, не находя на работах чужих мастеров мест, специально предназначенных для люстр, накладывали люстры, куда попало.

В первом периоде своей деятельности (1500-1518) Джорджио Андреоли стоит под явным влиянием Деруты. Многие майолики этого времени формованы в рельефе с очевидной целью увеличить блеск и игру люстра. Вторая стадия художественного развития мастера характеризуется введением гротескового орнамента. Но и в этой области Андреоли не проявил себя самостоятельным мастером. Его гротески, змеевидные чудовища с человеческими или звериными головами и маленькие лысые ангелочки «путты», восходят к кастель-дурантинским образцам. Около 1525 года появляется фигурная живопись, шедевром которой считается хранящееся в Эрмитаже блюдо с тремя грациями по гравюре Марка Антонио Раймонди.

Действительно, самостоятельными произведениями Губбио являются тарелки с орнаментальным бортом и фигурой мальчика в центральном поле, которые изготовлялись массами между 1525 и 1540 годами.

После 1537 года монограмма маэстро Джорджио встречается очень редко. Последняя известная нам датированная работа относится к 1541 году. Он умер в 1552 году. Кроме подписи Андреоли на майоликах Губбио встречаются еще отдельные буквы «М, R, D» и особенно часто «N». Кто были эти монограммисты, нам неизвестно. Последним мастером, с которым производство Губбио, по видимому, прекратилось, был маэстро Престино. Самая поздняя работа Престино помечена 1557 годом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *