Полевые археологические исследования        21 октября 2012        85         0

Додинастический Египет

Несколько ниже мы дадим подробный разбор археологических материалов, отражающих не абстрактную эволюцию, а взаимодействие многочисленных конкретных групп и позволяющих судить о культурных заимствованиях у народов других отдаленных областей. Но прежде всего нам следует дать некоторые пояснения по поводу того, что должно лежать в основе всей этой картины, которую мы хотим восстановить. Почти все наши сведения о так называемом додинастическом Египте основаны на раскопках погребений, не содержащих письменных документов, которые могли бы снабдить нас календарными датами. В лучшем случае мы можем делать предположения о длительности периодов, представленных каждым могильником. Однако мы имеем возможность расположить могилы в их относительной хронологической последовательности.

Начнем с анализа эволюций волнистых выступов, служивших вначале ручками у определенного типа кувшинов, но с течением времени утративших свое практическое назначение и выродившихся в простой волнистый орнамент. Далее сопоставим несколько стадий этого последовательного процесса с фазами в развитии других предметов из инвентаря тех же гробниц. Наконец, разработаем числовую шкалу, по которой можно определить место каждого отдельного погребения в его хронологическом отношении к остальным. Шкала состоит из так называемых относительных дат (о. д.), перенумерованных от 30 до 80, которые, конечно, не дают точного представления о длительности периодов, а только отмечают последовательные моменты в хронологическом ряду, не давая никакого ключа к определению разделяющих их интервалов. Вступление Менеса на престол датировалось о. д. 77, но и настоящее время кажется более верным приблизить это событие к о. д. 60; «додинастический» период обычно начинали с амратской культуры, приурочивавшейся к о. д. 30.

Делались попытки установить хотя бы приблизительно абсолютную величину о. д. 30 путем определения продолжительности додинастического периода. Сравнивая в количественном соотношении додинастические и доримские династические погребения близ Диосполя, пришли к заключению, что продолжительность додинастического периода была приблизительно равна периоду фараонов. Таким образом, о. д. 30 падает по краткой хронологии на шестое тысячелетие, а по Петри — приблизительно на начало девятого тысячелетия до н. э. Пик и Флер, применяя другой способ вычисления, приходят к выводу, что продолжительность додинастического периода была вдвое меньше. Макивер и Мейс утверждают, что в одном могильнике, служившем местом захоронения в течение всего периода, насчитывается около 500 погребений. Если предположить, что община, которой принадлежал могильник, приближалась по величине к обычной современной феллахской деревне, следует считать, что период, представленный этим могильником, равняется двум тысячелетиям из расчета, что в наши дни в этих деревнях умирает в среднем один взрослый в четыре года.

Следует напомнить, что все наши сведения о додинастическом Египте не имеют большой давности. Полный труд, озаглавленный «Доисторический Египет», был издан лишь немногим более ста лет тому назад. До 1895 года все сведения о Древнем Египте начинались только с эпохи пирамид. Когда в 1895 году Амелино и де Морган случайно натолкнулись на гробницы I династии, то примерно в это же время Петри раскопал ряд еще более древних погребений, относящихся к тому времени, когда вся жизнь на берегах Нила была сосредоточена в бедных деревушках, население которых не имело никакого представления о письменности.

В поселении близ Бадари типы керамики, были обнаружены в разрушенных хижинах, расположенных выше хижин, содержащих черепки посуды, более древнее происхождение, которой было до этого лишь предположением, а теперь получило, таким образом, наглядное подтверждение. Раскопки 1940 года близ Каира дали коллекции, которые не находят параллелей в более южных областях.

Обратимся к Месопотамии. Дошедшие до нас фрагменты летописи, составленной на греческом языке Беросом, и неполная коллекция глиняных клинописных табличек, заключающих в себе отрывки местных анналов, должны были дать полный список царей и династий, правивших здесь со времени «потопа», а также имена некоторых монархов, относящихся ко времени, предшествовавшему «потопу». Если бы не пробелы в источниках, мы могли бы, сложив годы, определяющие длительность отдельных царствований, получить полную хронологическую схему всех событий начиная с того времени, когда «царская власть низошла с небес». Но было установлено, что цивилизация в Месопотамии восходит не к такой глубокой древности, как это предполагалось раньше. Объединение в долине Тигра и Евфрата произошло гораздо позднее, чем в долине Нила. В начале периода письменной истории Нижняя Месопотамия все еще делилась на несколько автономных городов и государств. Наконец, при Хаммурапи, одном из царей I вавилонской династии, эти города были объединены в одно царство, или империю. Но и это объединение было неполным, и впоследствии империя Хаммурапи была в течении некоторого времени разделена между различными империями того времени.

К счастью, примерно в период царствования Хаммурапи Ассирия превратилась в единое царство, целостность которого ни разу серьезно не нарушалась. Путем сопоставлении вавилонских списков с ассирийскими, а также с египетскими источниками и чисто археологическими данными удалось установить, что вступление на престол Хаммурапи произошло около 1790 года до н. э. или, по крайней мере, около 1760 ± 30.

Но империя Хаммурапи была не первой империей. До него шумерийские цари III династии Ура и еще раньше Саргон и другие семитические цари Аккада создавали империи, объединявшие весь Шумер и Аккад (Нижнюю Месопотамию) и существовавшие около столетия каждая.

В эпоху империи Ура какой-то шумерийский писец составил список городов, пользовавшихся время от времени суверенными правами, включив в него имена и годы правления властителей каждого имперского города. Приняв приведенные в этом списке даты на веру, мы могли бы путем простого сложения помеченных в нем периодов установить исторические даты царствования любого царя после, также и до «потопа». Но мы не можем этого делать. Во-первых, не только монархи, относящиеся ко времени до «потопа», но также и многие из более ранних правителей, относящихся к периоду после «потопа», являются личностями, несомненно, легендарными. Получается, что двадцать три царя I династии Киша (первая династия после «потопа») царствовали в общей сложности 24 519 лет 3 месяца и 3 с половиной дня! Во-вторых, между последней правительницей «III династии Киша» и ее сыном, явившимся основателем «IV династии Киша», вставлена «династия Акшака», охватывающая 117 лет! В-третьих, ни в одном памятнике того времени, обнаруженном до 1924 года, не содержится никаких сведений ни об одном из монархов, предшествующих в списке царей аккадскому царю Саргону; в 1924 году была найдена надпись с именем А-анни-падда, первого царя I династии Ура, за которой в списке царей следует династия Урука, состоявшая из легендарных царей. И, наконец, в-четвертых, документы, относящиеся ко времени после царствования Саргона Аккадского, говорят о том, что цари, разделенные в списке промежутками в несколько столетий, в действительности правили каждый в своем городе в одно и то же время.

Вполне удовлетворительное объяснение тому, что здесь произошло, дает Джекобсен. Составитель собрал списки местных «царей» Киша, Урука, Ура и других городов. Но, решив, что каждый из этих царей, подобно царям III династии Ура, властвовал над всеми этими городами, он разбил эти списки на части и расположил их в одном последовательном порядке. Кроме того, по всей вероятности, к достоверным документальным данным он сделал некоторые дополнения, почерпнутые им из эпоса и мифологии. Внеся в списки некоторые исправления на основании сохранившихся документов того же времени, мы можем довольно твердо датировать вступление на престол Саргона Аккадского 2325 ± 25 годами до н. э., а А-анни-падда из I династии Ура — 2580 годами до н. э. Вполне возможно, что какие-то цари действительно царствовали в Уре и в других городах еще в более ранние времена; но, хотя письменность получила свое развитие задолго до А-анни-падда, ни одно из более ранних имен, помещенных в списке царей, не было обнаружено в каких-либо других документах того времени.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *