Древние ремесла         06 августа 2017        29         Комментарии к записи Домашние первобытные ремесла отключены

Домашние первобытные ремесла

домашние первобытные ремесла

Подъем производительных сил и развитие основных отраслей производительной деятельности создают предпосылки для развития первобытного домашнего ремесла. В значительной мере развитие того или иного ремесла имеет зависимость от условий местности и наличия подходящего сырья. Самыми ранними и наиболее универсальными домашними производствами являются, не говоря о различных видах обработки дерева, обработка шкур и переработка кожи, изготовление войлока, обработка коры деревьев и плетение.

Обработка шкур и выделка кожи

Наиболее примитивные способы обработки шкур — скобление, выколачивание, вымачивание и пр. Эти приемы известны всем современным наиболее отсталым племенам. К весьма ранним приемам принадлежит и натирание шкуры жиром. Значительно позднее возникает дубление; первым дубильным средством служит человеческая моча. Выработанная шкура и кожа дают материал для самых разнообразных изделий, приготовление которых в свой черед развивается в особые отрасли домашнего производства.

Изготовление войлока

Свойство шерсти животного сваливаться могло привести к изобретению производства войлока путем нарочитого валяния и прессования полос стриженой шерсти. Войлок мягок, прочен и сравнительно непроницаем для воздуха и влаги, почему стал материалом для разнообразных изделий, в частности для одежды, покрытия для жилища кочевника и пр. Войлок, или по-восточному «кошма», изготовляется из шерсти преимущественно овец и верблюдов. В качестве выдающихся мастеров войлока были издавна известны тибетцы, чьи войлочные изделия из шерсти яка достигают тонины вуали. Интересно, что народы, занимавшиеся изготовлением войлока, не знали, по крайней мере, в прошлом, прядения и ткачества из шерсти.

Плетение, прядение и ткачество

Древесная кора служит материалом для выработки тапы (слово это — таитянское). Производственный процесс состоит в очистке коры, вымачивании ее в воде и выколачивании куском дерева, превращающимся затем в специальный молоток. У некоторых племен и народов, в особенности у полинезийцев и негров, производство тапы достигло замечательного совершенства: на ней выбиваются узоры, она окрашивается и пр.

Плетение было известно, как мы знаем, уже тасманийцам. Материалом служат стебли, волос, волокно, гибкие прутья, полоски кожи и пр. Плетеные изделия, известные этнографическому миру, крайне разнообразны. Это — веревки, сумки, корзины, сети, циновки, сосуды, пояса, плащи, обувь, головные уборы и т. д. Плетение из волокна является началом возникновения прядения. Последнее производится первоначально вручную, но уже рано было изобретено веретено с надевавшимся на него для ускорения его вращения колечком — пряслицем из камня или глины, развившееся уже в эпоху первобытности в сложную прялку. Наконец, плетение и прядение дают начало ткачеству на пока еще примитивных станках — вертикальном и горизонтальном. В качестве материала в прядении и для ткачества применялись лен, шерсть конопля, шелк и хлопок. Возможно, что лен, конопля и хлопок разводились сначала только для добывания масла и лишь позже стали культивироваться в технических целях. Прядение из шерсти принадлежит к числу поздних для первобытности производств. Льняные, конопляные и хлопковые изделия у многих племен и народностей достигают весьма высокого совершенства. Наконец, уже в первобытности практиковались не только сплошное окрашивание пряжи и готового материала, но и разные способы набойки.

Гончарство

Возникновение гончарства, или керамики (греч. keramos — «глина»), имело значимое хозяйственное значение. Не следует все же преувеличивать его роль в истории первобытной культуры. Прежде всего, оно не универсально и не могло ни возникнуть, ни развиться в тех районах, где не имелось глины, например во всей Полинезии, в Арктике. Таким образом, развитие культуры у некоторых народностей дошло до довольно высокого уровня и без гончарства. Не следует также относить возникновение гончарства к слишком позднему времени. Археологически оно датируется культурой «раковинных куч». Помимо названных районов, гончарство оставалось неизвестным из числа современных племен и народностей только самым отсталым: австралийцам, огнеземельцам, немногим индейцам Бразилии и др.

Высказанная в XVIII в. и до сей поры довольно прочно державшаяся догадка, что изготовление глиняных горшков возникло из обмазывания глиной плетеных сосудов, обобщает явление очевидно только местное и эпизодическое. Этнография знает и другие весьма примитивные способы изготовления гончарной посуды: в куске глины выдавливается углубление, кусок этот слегка формуется руками, обжигается — и сосуд готов. Андаманцы поступают несколько иначе, но не менее примитивно: из глиняного полушария раковиной вынимается внутренность. Не намного дальше ушла ручная внутренняя или внешняя формовка по какой-либо естественной модели. Весьма архаична и так названная ленточная либо жгутовая техника, называемая также способом налепа: изготовляются из глины цилиндрические жгуты толщиной примерно в 3—4 см и длиной до 40—50 см, которые на форму накладываются по спирали и во время наложения сдавливаются, так что превращаются в ленту; в итоге глиняный сосуд получается грубой формы. Раз возникнув, гончарство прогрессирует в различных отношениях: со стороны и материала, и формовки, и обжига. Поздним изобретением является глазурь, преодолевающая пористость глины. Наконец, весьма поздно, видимо, только в классовом обществе, возник нехитрый прибор, именуемый гончарным кругом, придающий путем вращения рукой правильную форму сосуду.

Значение гончарства в основном состояло в том, что оно, как уже упоминалось, сделало возможным совершенную варку пищи и улучшить сохранность жидкостей. Развиваясь, гончарство, или керамика, получило и многообразное иное применение, сослужив немаловажную службу и в развитии изобразительного искусства.