Техника живописи и скульптурные приемы        06 апреля 2013        108         1

Древнейшие рельефы

Раскопки значительно расширили наше знакомство с искусством рельефа и скульптуры стран древней Месопотамии и Передней Азии, не считая, конечно, того обильного материала по истории прикладного искусства, который поступил в наше распоряжение из погребений древних городов Ура и Киша.

Древнейшие рельефы восходят еще к доисторическим временам, и, если в области скульптуры Месопотамия не дала нам еще до сих пор ничего, равного египетской пластике, то в области рельефа она сумела выявить и большое своеобразие и огромное художественное чутье. Характерными особенностями месопотамского творчества в этом направлении является профильное положение головы и ног, при полной развертке верхней части тела в фас. При этом древний шумерийский рельеф еще не отмечает разницу контура правой и левой стороны тела, как делает это египтянин. Хотя вавилонянин изображает иногда нагое тело, но преобладает изображение фигуры, плотно завернутой в препоясание, чаще всего низко спускающееся и закрывающее ноги. Художнику, поэтому, не приходится заботиться особенно об анатомически точной передаче верхней части ног и живота. И в рельефе и в скульптуре отделка туловища стоит еще на втором плане, и даже великолепные ассирийские рельефы производят впечатление гораздо более связанных и безжизненных, чем египетские. Чрезвычайно мало развит жест, и как рельефы, так и скульптура, гораздо менее выразительны, чем соответствующие памятники египетского искусства (вспомним сцену родительского горя Эхнатона и его жены в искусстве Тель-Амарны, или погребальную сцену на берлинской стеле из Мемфиса).

Следует выделить особо сцены походов, битв и охоты. Они являются излюбленными, разрабатываются на протяжении столетий и достигают в ассирийских царских рельефах совершенно исключительной степени выразительности и силы. Особенно хороши великолепные рельефы Ассурбанипала, изображающие этого царя, охотящегося на львов и др. диких животных. Художник, связанный традицией и придворным этикетом, не рисковал менять что-нибудь в обычном изображении человеческой фигуры, но, будучи свободен по отношению к изображениям животных, он умеет отлично передать натуру и сообщить изображению животного ту выразительность, которой не хватает человеку. Стоит обратить внимание на издыхающего льва из раскопок в Куюнджике, из пасти которого хлещет поток крови, или на львицу, пронзенную стрелами; задние ноги ее уже парализованы, передними она еще опирается о землю, издавая предсмертный вой. И так же хорошо стадо газелей в степи, или дикая свинья с детенышами в густых зарослях тростников.

Остановимся на трех крупных рельефах, знаменующих собою крупнейшие эпохи в истории месопотамского искусства. Поставим на первом месте рельеф шумерийского царя Урнины. Он был, очевидно, приспособлен для горизонтального лежания на базе, в отверстие же в центре его втыкалась вотивная небольшая статуэтка. Рельеф очень примитивно изображает сцену закладки храма царем, в сопровождении его семьи. В верхнем ряду Урнина с корзиной на голове стоит, повернувшись вправо. Ему навстречу развертывается шествие его детей. Внизу царь сидит на табурете, с сосудом в руке, за ним стоит виночерпий, а перед ним его приближенные. Как и на египетских рельефах, высокий ранг царя подчеркнут размером его фигуры, превосходящей размеры его детей и приближенных. Есть попытка внести порядок в расположение фигур, разделив обе сцены, верхнюю и нижнюю, чертой. Но фигура царя верхнего ряда стоит еще почти на головах людей нижнего ряда. Головы не выразительны: бритые черепа (длинные волосы имеет обычно божество, иногда, однако, и царь), отступающие лбы, огромные птичьи носы, глаза навыкате.

Следующим этапом в развитии рельефа является так наз. «стела коршунов», победный памятник царя Эаннатума, к сожалению, чрезвычайно поврежденный, покрытый с двух сторон изображениями.

Древнейшие рельефы

Стела Эаннатума (стела коршунов).

На одной стороне мы видим гигантскую фигуру Нингирсу, верховного бога города Лагаша, с длинными волосами и тщательно завитой бородой. В одной руке он держит геральдического львиноголового орла и сеть, наполненную барахтающимися врагами, в другой он сжимает дубинку с круглым набалдашником (сравни с булавой на палетке Нармера) и собирается коротким ударом сокрушить голову пленного с птичьим носом и огромным глазом, торчащую из сети. Этому символическому изображению противопоставлен ряд сцен на той же и на другой стороне, пытающихся развить целое сложное повествование. Царь, в длинной одежде, покрытой фестонами в форме языков, и мохнатом плаще, накинутом через правое плечо, в боевом шлеме в форме парика (аналогичный золотой парик-шлем найден в раскопках Улея) идет во главе фаланги воинов, вооруженных длинными копьями и большими щитами. Воины в шлемах, вероятно, медных, судя по находкам в царской гробнице города Ура. Под ногами их — тела поверженных врагов. В нижнем ряду той же стороны мы видим царя, выступающего в бой во главе фаланги, но здесь он едет на колеснице, с огромным копьем в одной руке и колчаном со стрелами, привязанными к колеснице. На мелких обломках той же стелы мы видим сцену погребения павших воинов и поле битвы, с которого хищные птицы растаскивают головы, руки и ноги врагов. Вся эта стела с ее грубоватым реализмом сцен боя, погребения и поля сражения является уже настоящим повествовательным памятником, верной «исторической картиной».

На небольшой стеле, найденной также в Лагаше, но происходящей, вероятно, с севера, из Аккада, куда в это время уже продвигаются семиты, мы видим ту же сцену сражения, но фаланга разбилась на отдельные пары, вступив в схватку с врагами. Памятник Эаннатума дает нам только начальный и конечный момент военных действий, самый острый момент — битва — еще не под силу художнику. Художник-северянин переходит уже к более сложной задаче, осмеливаясь даже на более свободную обработку тела, хотя по-прежнему отдельные группы он делит на пояса рельефными горизонтальными чертами. Полное преодоление традиции и высшее достижение в изображении того же сюжета мы встречаем на победной стеле Нарамсина.

Древнейшие рельефыСтела Нарамсина.

Памятник изображает поход Нарамсина в гористой местности и борьбу его с народом Лулубеев. Картина распадается на три основных момента: а) начиная снизу, развертывается шествие штандарта-носцев и воинов, взоры которых обращены вверх, в) вверху стоит фигура царя, являющегося психологическим центром всей композиции; над головой царя высится горный пик, и над ним горят небесные светила. По другую сторону стелы, отделенные от поднимающихся по горам солдат деревьями, в различных позах стоят с) жители гор, со взорами, обращенными также к царю.

Характерно введение ландшафта, полный отказ от разграфления стелы горизонтальными чертами: солдаты поднимаются по тропинке, и шествие их дает впечатление спирально — развертывающегося движения по направлению к фигуре царя, едва превышающей ростом своих солдат. Величие его выражено только местом, которое он занимает, на высокой горе, среди вольного воздуха, под светилами неба, да рогами на его шлеме, являющимися постоянным признаком божества, или, в данном случае, обожествленного после смерти царя. Характерна совершенно реалистическая трактовка этой фигуры, как и всех остальных, впрочем, на этом удивительном памятнике искусства. Нарамсин поразил копьем врага, лежащего у него под ногами, и держит в руках лук и стрелу, чтобы поразить последнего, оставшегося в живых, который молит его о пощаде, подняв руки. Нарамсин изображен в движении шага вперед, но руку с луком он прижал к груди, а правую руку со стрелой стремительным жестом отвел назад, собираясь пощадить побежденного. Единственный раз в этом искусстве мы встречаемся с такой выразительностью, с таким умением создать то, что называется единством композиции.

Сюжет этот, очевидно, являясь излюбленным, в трактовке памятника Нарамсина произвел сильное впечатление и на последующее творчество. Мы его встречаем неоднократно, напр., на стеле царя Анубанини, где, однако, божество изображено не в виде светила над головой царя, а где оно, в лице Иштар, богини-воительницы, стоит перед царем, нарушая единство и целостность композиции, задуманной художником Нарамсина.

Так же близок стеле Нарамсина сюжет стелы из Шех-хана, к востоку от Тигра, в горах Загра, восходящий к 2500 г. до н. э. и приписываемый кому-нибудь из хетских царей.

Древнейшие рельефы

Рельеф из Шех-Хана.

Грубоватость и примитивность этого памятника бросается в глаза при сравнении со стелой Нарамсина, без подробных разъяснений. Характерно, что и стела Эаннатума нашла отклик в рельефе из Суз.

Древнейшие рельефы

Рельеф из Суз.

Раскопки значительно пополнили наше знакомство с древнейшим рельефом, восходящим, может быть, к IV тысячелетию; они дали возможность на основании рельефа говорить о подробностях костюма, вооружения , о бытовых особенностях, но к вопросу об основных принципах искусства они пока не прибавили ничего, кроме подтверждений и деталей.

Древнейшие рельефы

Рельеф из Ура, колесница, запряженная львами.

Эпоха после Нарамсина, не считая нескольких тонких вещей из раскопок в Лагаше, дает отличный рельеф знаменитой стелы свода законов вавилонского царя Хаммурапи, который изображен стоящим перед богом солнца Шамашем. Время владычества касситов знает ряд памятников, часто отличной работы, но по силе художественности отстающих далеко от стелы Нарамсина. Назовем так наз. «кудуру», камни, отмечавшие земельные владения, покрытые рельефными изображениями богов, и т. п.

Новый расцвет месопотамского рельефа стоит в связи с ростом ассирийского искусства, но об этих памятниках было говорено выше, а здесь отметим только один из наиболее излюбленных сюжетов его, разработанных в плане антитезы, столь характерной для всей Месопотамии, — сюжет священного древа, охраняемого гениями с крыльями, с человеческими или орлиными головами. Все рельефы обычно раскрашивались, но состав красок нам неизвестен, как неизвестен и состав связующего вещества.

Древнейшие рельефы

Ассирийский рельеф: крылатые гении охраняют дерево жизни.

Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. liecrookBab:

    Авторитетное сообщение, любопытно…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *