Обработка кожи        28 января 2014        93         0

Древний пергамент

древний пергаментДля письма народы Передней Азии, занимавшиеся скотоводством с далеких времен употребляли грубо выделанные шкуры животных. В Пергамском царстве (II в. до н. э.) стали изготовлять из кожи новый писчий материал — древний пергамент.

Производство его включало следующие операции: кожу обрабатывали известью, острым скребком очищали от мяса, волос и верхнего слоя, снова погружали в известь, сушили в натянутом виде на раме, выглаживали пемзой и втирали мел (для впитывания содержимого жировых пузырьков). «Мясная» сторона легче поддавалась обработке, чем «волосяная», на которой оставались поры и даже следы волосков. Поэтому для документов (где исписывалась лишь одна «мясная» сторона) «волосяную» сторону не стремились довести до полной гладкости. Наоборот, для книг надо было тщательно выделать обе стороны, однако в большинстве случаев это не удавалось; поэтому в средневековых книгах, как правило, нетрудно отличить «мясную» сторону от «волосяной», что иногда помогает датировать рукописи. В южно-европейских странах пергамент выделывался обычно из бараньей и козьей кожи, в северных — из телячьей (франц. velin от veau — теленок). Особо тонкий пергамент для небольших по формату книг вырабатывался из кожи новорожденных, и в особенности не рожденных ягнят («девичья кожа»).

Вплоть до расцвета городов в XII—XIII вв. пергамент изготовлялся для нужд монастырских и иных церковных мастерских письма специалистами — «пергаментщиками», преимущественно монахами. Затем это производство стало монополией цеховых ремесленников, которые достигли больших успехов в изготовлении различных сортов пергамента, как дорогих, так и дешевых. При условии надлежащего хранения хорошо выделанный белый пергамент не желтел. Очевидно, именно состав чернил для пергамента был найден совершенно новый — смешанный с камедью сок из чернильных орешков, предварительно подогретый. Как правило, их качество было очень хорошим; в подавляющем большинстве кодексов чернила четко выделяются на пергаменте. Даже в тех случаях, когда они не сохранили прежней густоты и более или менее выцвели, текст может быть прочтен без особого труда. Пергамент очень хорошо впитывает также и различные краски. В античности его иногда окрашивали в драгоценный пурпур и писали на нем серебром и золотом. В каролингскую эпоху было создано немало роскошных пурпурных кодексов с текстом библии.

Пергамент представляет собой чрезвычайно прочный и, благодаря своей гладкости, отличный писчий материал. Перо скользит по нему совершенно беспрепятственно, легко начертывая буквы нужных размеров, вплоть до мельчайших. На нем очень хорошо держатся краски; поэтому кодексы украшались богатейшей цветной орнаментацией; многие рукописи превратились в настоящие произведения искусства.

Главные свойства древнего пергамента — прочность и гладкость — способствовали тому, что, как правило, пергаментные рукописи прекрасно сохранились. Вместе с тем пергамент всегда был материалом дорогим и дефицитным. Дороговизна его определялась главным образом дороговизной самого сырья, а также трудоемкостью процесса производства. Дефицитность проистекала из ограниченных размеров животноводства в средние века. В результате между VII в., когда на Западе исчез папирус, и XIV в., когда там широко распространилась бумага, западноевропейская письменность развивалась под знаком нехватки писчего материала и это влияло на эволюцию письма. Особенно остро дефицит пергамента стал сказываться, начиная с XI в.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *