Передвижение и транспорт        16 марта 2015        66         0

Двигатель внутреннего сгорания

Где же взять небольшой экономный двигатель, который требует немного топлива, и притом достаточно сильный? Вот, скажем, для трактора, автомобиля или моторной лодки…
Почему внутреннее сгорание — внутреннее?..

Немало изобретателей потрудилось над двигателем внутреннего сгорания. И не каждый из них был инженером либо имел ученую степень: идея внутреннего сгорания, как говорится, витала уже в воздухе и предложить свою конструкцию двигателя спешили люди разных профессий.

Что это за новая идея?

Вовсе она не нова: еще Папен когда-то с порохом проделывал опыты, запаливая его прямо в цилиндре.

Газы пороха, получавшиеся при этом, толкали с силой поршень, словно пулю из ружейного ствола. Потом отработанные газы выходили через специальные отверстия-клапаны, а поршень в цилиндре возвращался на прежнее место. Вот только заряжать «пороховой двигатель» было и неудобно, и долго — он простаивал больше, чем работал.

Другое дело, когда вместо твердого пороха применили смесь из горючего газа и воздуха. Такую смесь в цилиндр впускали по специальной трубке — чисто, просто и, главное, быстро.

В то время получали горючий газ из угля, и шел он для освещения больших городов. Так и называли этот газ — светильным.

Сперва воспользовались для внутреннего сгорания светильным газом, а вскоре перешли на топливо жидкое — керосин и бензин. В карбюраторе — специальном приборе для приготовления горючей смеси — легкие пары керосина или бензина смешиваются с воздухом, и это топливо поступает в цилиндр, всасывается туда поршнем, как насосом. Затем поршень сжимает горючую смесь, и в цилиндр посылается по проводам электрическая искра. Смесь вспыхивает, давление газов гонит поршень обратно, и шатун, приделанный к поршню, вращает коленчатый вал с тяжелым колесом-маховиком…

Вам, наверно, понятно, почему эти двигатели стали называть двигателями внутреннего сгорания: топливо сгорает не где-то снаружи, в топке, а внутри самого двигателя, внутри цилиндра.

Двигатель внутреннего сгорания поставили на первый настоящий автомобиль — безлошадную телегу, — появившийся в конце позапрошлого века. И эта «телега» поехала…

А какие двигатели стали ставить после?

Такие же, только усовершенствованные, сильные: в автомобильном моторе обычно работали четыре, шесть или восемь цилиндров. В авиационном моторе иногда еще больше — двенадцать, четырнадцать… А в мотоциклетном — один или два.

Лучшего двигателя для транспорта не придумаешь: легкий, небольшой, экономный. Не надо угля, не расходует воды, дыма и грязи почти не видно… Топку под паровым котлом пока еще раскочегаришь! После жди, когда вода в котле закипит, а тут мигом завел мотор и — поехали!..

И на лодках-моторках тоже стали устанавливать двигатели внутреннего сгорания, и на тракторах, на речных и морских судах, на локомотивах, которые мчались по рельсам. Правда, двигатели, которые ставили на тракторах, на судах и локомотивах, отличались от автомобильных: им не надо было электрической искры. Воздух в цилиндрах сжимается с такой силой, что становится горячим от сжатия. От горячего воздуха и загорается топливо — керосин или соляровое масло — «солярка». Эти двигатели называют по имени их изобретателя — немецкого инженера Дизеля.

Двигатель внутреннего сгорания

Двухтактный дизельный двигатель в разрезе.
Топливо впрыскивается через форсунку (А) в цилиндр (Б) и сжимается поршнем (В).
В верхнем положении поршня смесь загорается от сильного сжатия.
Поршень, двигаясь вниз через шатун (Д), вращает коленчатый вал (Е).
В этой конструкции дизельного двигателя можно увидеть и нагревательную свечу (Г), предназначенную только для запуска дизеля.

Дизель-моторы самые экономные и сильные из всех двигателей внутреннего сгорания. Однако заводятся они труднее. Поэтому дизель-моторы ставят там, где их не нужно часто останавливать и запускать — на тепловозах и теплоходах, на тракторах, что без устали пашут землю, на тягачах-вездеходах, на тяжелых и грозных танках…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *