Обряды, обычаи, поверья, мифы, предрассудки        17 марта 2013        85         0

Египетская религия

Сущность египетской религии

Одним из наиболее трудных и интересных вопросов в истории Египта является вопрос о происхождении и сущности египетской религии. Далеко не все еще в данной области известно и понятно науке. Вполне ясно только, что и в этой области творчества египтянин стоял целиком под влиянием с одной стороны природы и ее условий, с другой стороны тех форм политического и общественного устройства, в которые отлился Египет еще на заре своей истории, и каждая перемена которых отзывалась всегда на религиозных представлениях народа.

Мы можем предполагать, что в глубочайшей древности, когда Египет еще не представлял единого целого, а был раздроблен на ряд мелких областей, в каждом центре такой области, в каждом городе существовало свое божество, свой покровитель, родоначальник. Иногда это было животное, птица, дерево, изображение которого носилось на штандарте перед войсками во время похода, а в мирное время хранилось в местном храме, хижине несколько больших размеров, плетеной из ветвей и циновок. Наряду с такими фетишами и тотемами отдельных племен, повсеместно в Египте существовало уже, вероятно, почитание тех основных сил, которые создали страну и ее плодородие. Яркое, жаркое солнце, то стоящее в зените, и зноем иссушающее поля, то восходящее из-за горной цепи Аравийской пустыни, или закатывающееся в небывалом великолепии красок, за пределы Ливийской пустыни, солнце, согревающее жатвы и вызывающее к жизни зерно, посеянное после наводнения, как убивало оно всякую жизнь в месяцы засухи до разлива, Нил — создатель Египта, тучная, плодородная земля, вот божества Египта, на ранних порах, почитавшиеся под разными именами в разных областях страны.

В Мемфисе рассказывали, будто мир и человек были сотворены богом Птахом из комка глины на гончарном станке, и бог Птах становится не только богом творцом, но и богом покровителем всякого ремесленника, создающего новый предмет, новую видимую форму. И художник почитает Птаха, как своего покровителя, так как и он, подобно Птаху, создает статую — новую человеческую форму. Остальные боги отступают на второй план по сравнению с этой основной силой, но они не исчезают, а превращаются в семью верховного бога, как львиноголовая богиня пустыни и страшного солнечного зноя, Сехмет, стала женой творца — Птаха, а Нефертум, юный бог весны с цветком лотоса на голове, становится его сыном. Когда Мемфис превратился в столицу страны, бог Птах занял первенствующее место даже за пределами Мемфиса и его округа, подобно тому, как царь объединенной страны стал во главе всех остальных областей. По-прежнему почитаются в Фаюме крокодилоголовый бог Себек, в Бубастисе на севере Египта — богиня — кошка Бастет, попрежнему житель Элефантины верит, что мир и человек сотворены на гончарном станке богом Хнумом с головой овна, но бог столицы, бог правящего царя становится царем остальных богов.

Египетская религия

Бог Хнум творит на гончарном станке человека и его «Ка».

Так было с богом Гелиополя Ра, олицетворением солнца, потому что из Гелиополя вышли цари V династии.

Впоследствии такую же роль играл бог Амон фиванский, когда Фивы стали главным городом страны. Почитание Ра не было забыто, но Ра был объявлен иной формой бога Амона, который стал отныне называться Амон-Ра. И, как по образцу земного царства Египта, с его неограниченной властью фараона, складывалось представление о верховнойм боге, так по образцу земной семьи складывалась и семья богов. Подобно Птаху, и Амон имеет супругу, имя которой Мут, что по-египетски значит «мать». Их сыном считается юный бог луны, «обитатель неба», Хонс.

Поклонение богам воздавалось в храмах, первоначально чрезвычайно простых, небольших сравнительно хижинах, обнесенных частоколом. В центре двора на высоком месте помещалось изображение божества, в хижину оно, удалялось на ночь, ибо хижина была его домом. При V династии (Древнее царство) богу Ра сооружаются великолепные храмы на западном берегу Нила, но по-прежнему центральное место открытого двора занимает огромный фетиш бога солнца, обелиск, т. е. колонна о четырех сторонах, суживающаяся кверху и увенчанная небольшой пирамидкой. Рядом с оградой помещалась под открытым небом гигантская ладья бога солнца, в которой он оплывает, по преданию, воды небесного океана.

Египетская религия

Храм бога солнца Ра в Абусире (Реконструкция).

Позже храм устраивался совершенно по образцу жилого дома, но только огромных размеров, не из дерева, или глины сырца, а из камня и обожженного кирпича, и великолепно украшался росписями и скульптурными изображениями. Как и жилище живых, храм окружался рощами и прудами, на которых в праздничные дни совершались игрища, изображающие различные сцены из жизни богов. В помещение храма молящиеся проходили, в эпоху Нового царства, через врата, между двумя огромными пилонами-башнями, фасад которых был украшен высокими мачтами, с развевающимися на концах их пестрыми лентами. За воротами открывался огромный двор, где посредине, вероятно, стоял алтарь бога. Далеко не всякий египтянин имел право проникнуть в следующее помещение — так называемую ипостильную залу, потолок которой обычно поддерживался колоннами.

Эта зала освещалась сверху отверстием в потолке, или окошками с решетками, как и в жилом ломе, расположенными под самой крышей центральной части. В зале всегда царили прохлада и полумрак, подготовляя и настраивая посетителя к лицезрению божества в последней части храма, святая святых. Обычно святая святых представляла собою три небольшие, совершенно темные помещения. В центральном стояла ладья, или ковчег и в нем хранилась небольшая статуэтка божества. Рядом с этой комнатой были две другие, по правую и по левую сторону, в которых помещались изображения супруги бога и его сына. Эти три небольшие комнатки были, собственно, тем же самым, что и внутренние, жилые помещения египетского дома. Мы знаем, что даже во дворцах спальни были иногда маленькими, совершенно темными клетушками, освещавшимися через дверь.

Под вечно ясным небом человек проводит в комнате только ночные часы, когда «земля темна, точно мертва она», когда люди «спят в комнате, закутав голову и один глаз не видит другого», когда «не видят они, если крадут вещи из под головы их», «когда выходят львы из берлог своих, и все черви кусают». Когда же на небе утром восходит солнце, прогоняя тьму, когда просыпаются Обе Земли, « радуются и встают на ноги свои, пробужденные солнцем, омывают свое тело и берут платья свои, когда подымают они руки свои, восхваляя восход солнца, и вся страна берется за работу», тогда просыпается и божество с семьей своей в храме, доме своем. Жрецы, слуги его, открывают запечатанное на ночь помещение бога, омывают и одевают его, в дни праздников приготовляют его к торжественному шествию для явления верующим, совершают возложение и возлияние жертвы на алтарь перед изображением бога, потому что, если бог просыпается и одевается в своем храме, как человек, то как человек, он нуждается также в пище, и стол ему приготовляется с такими-же церемониями, как стол вельможи и царя, этого земного бога.

Верховное божество в торжественных процессиях совершало иногда торжественные выходы для посещения в дни праздников храмов своего сына и своей супруги. Его сопровождали в этих выходах жрецы, несшие штандарты со священными изображениями, облеченные в чистые льняные одежды, шкуры пантер, омытые, так как чистота — непременное условие для жреца и один класс их прямо так и назывался — «чистые», — «уэбу». Жрецы несли на плечах носилки с ладьей или ковчегом бога, но лицезрение самого священного изображения было запрещено народу, и оно было всегда закрыто занавесками от нескромных взглядов.

Необычайны были пышность и богатство храмов в эпоху Нового царства, — это мы узнаем из описей их имущества и тех податей, которые они получали с крепостного населения подчиненных им земель. Фиванский храм бога Амона например, насчитывает 81.322 человека крепостных, 433 доходные сада, 2.393 квадратных километра пахотных полей, 46 собственных верфей, 65 подчиненных местечек, а в качестве подати он собрал за время одного царствования 51 килограмм 833 грамма чистого золота, не считая огромного количества серебра, меди, вина, ладана, меду и оливкового масла, льна, зерна, овощей, волов и стад гусей. Храмы имели свои мастерские, свои канцелярии со штатом писцов, свои храмовые школы и были чрезвычайно похожи, и по богатству, и по значению, на монастырские вотчины старой Руси, или на католические монастыри Западной Европы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *