Обработка кости        01 ноября 2012        162         0

Египетские резчики по слоновой кости

Обрабатываемая земледельцами герцейской культуры почва долины Нила, вероятно, легко давала урожай, превышавший непосредственные нужды самих земледельцев. Нет сомнения, что излишки в какой-то степени шли на удовлетворение потребностей специалистов-ремесленников и торговцев.

Судя по могильникам Верхнего Египта, герцейский период, явился свидетелем несомненного роста богатств, сказавшегося в умножении предметов могильного, инвентаря и увеличении размеров самих могил; этот период характеризуется также усилением неравномерности в распределении этих богатств, выразившейся в различной величине и неоднородности убранства могил, относящихся по времени к одному периоду. Не следует, однако, рисовать себе мирную картину процесса, связанного с ростом внутреннего благосостояния. Среди археологических материалов можно обнаружить определенные следы военных столкновений, имевших целью захват скота, земли или другой добычи. Об этом говорят укрепления вокруг городов и деревень. О том же свидетельствуют сцены, вырезанные на сделанных из слоновой кости рукоятках некоторых позднегерцейских кремневых ножей со струйчатой ретушью.

рукоятки ножей

Мы имеем целую серию изделий из слоновой кости с изображениями верениц животных, расположенных всегда в одном и том же порядке, во главе со слоном, который в исторический период был эмблемой первого нома Верхнего Египта (Элефантина). Таким образом, эти животные являются такими же тотемами кланов, как и те, которых мы находим еще в археологических данных амратского периода. Предполагается, что мы имеем здесь отображение в изобразительном искусстве столкновений между соседними кланами, подобных вооруженным конфликтам между соседними поселениями, возникавшими на протяжении всей египетской истории при малейшем ослаблении центральной власти. Это все еще тотемы соперничающих между собою кланов; и это заставляет думать, что тотем еще не был монополизирован каким-то одним вождем. Среди представленных животных мы не находим изображения Сокола Гора; на этом основании приходим к заключению, что рукоятки из слоновой кости предшествуют тому времени, когда клан Сокола достиг господствующего положения в Верхнем Египте.

Однако венцом всей серии (в типологическом отношении, так как прямых данных для определения относительного возраста не имеется) является рукоять ножа с изображением самих сражающихся людей; собственно говоря, мы имеем здесь изображение настоящего «морского боя». Показательно, что этот документ был найден в Джебель эль-Араке, в том как раз месте, где путь от Красного моря вниз по Вади-Хаммамат в долину Нила выходит. На одной стороне изображены картины боя на суше и на воде. На другой — герой в длинной ниспадающей одежде с тюрбаном на голове, стоящий на скалистой вершине и побеждающий двух львов, а внизу — две глядящие на него собаки. Если, резьба выполнена в чисто египетской манере, то сюжеты носят, как предполагают, азиатский характер. В сцене сражения на воде нильские лодки старого типа из папируса противопоставляются лодкам с высоким носом и высокой кормой. Этот последний тип лодки, часто встречающейся среди наскальных рисунков в Восточной пустыне, по-видимому, не был распространен на Ниле, но он напоминает суда, изображенные на месопотамских печатях урукского периода.

1351779346_huzhezemnoe_sudno

В свою очередь и собаки на другой стороне рукоятки не похожи на более древних египетских собак типа борзых, а скорее напоминают месопотамскую породу. Антитетическая группа над ними воспроизводит сюжет, который никогда не был популярен на берегах Нила, но был широко распространен в долине Тигра и Евфрата. Герой с окладистой бородой, тюрбаном и ниспадающей одеждой, также принадлежит скорее к азиатскому, чем к египетскому типу. Аналогичная фигура человека в подобном же одеянии, убивающего льва с помощью стрел с долотообразными наконечниками, высечена на базальтовой стеле, найденной в Шумере в Уруке в наслоениях периода Джемдет-Насра.

Приходим к заключению, что египетские резчики из слоновой кости копировали в миниатюре произведения мастеров шумерийской школы монументальной скульптуры. Как бы то ни было, но урукская стела служит подтверждением той связи между Египтом и уже зарождавшейся в тот период в долине Тигра и Евфрата цивилизацией, на которую указывают сюжеты других сцен, изображенных на рукоятках ножей, а также некоторые другие особенности герцейской культуры. Однако эта связь не обязательно должна была носить непосредственный характер. Герой, изображенный на рукоятке ножа из Джебель эль-Арака и на урукской стеле, может и не быть шумерийцем; он больше похож на жителя пустыни, семита, как его определяют. Вполне возможно, что упомянутые явления находят удовлетворительное объяснение в столкновениях жителей обеих речных долин с племенами бедуинов, населявшими промежуточную территорию. Во всяком случае, очевидно, что между двумя зарождающимися цивилизациями к этому времени уже существовала какая-то связь.

Добавить комментарий