Обряды, обычаи, поверья, мифы, предрассудки        13 марта 2013        72         0

Египетский фараон, роль фараона

Политическое устройство и роль фараонов

Египетский фараон, роль фараона

В глубочайшей древности Египет дробился на ряд небольших областей, живших и управлявшихся самостоятельно. В каждой такой области (номе) был свой главный город, на рынок которого жители свозили продукты своего труда, во главе каждой области стоял свой местный князь, водивший ополчение в бой, творивший суд и расправу, стоявший во главе всех земледельческих работ. Каждая область имела свое местное божество, чаще всего священное животное (сокол, шакал) или священный предмет, фетиш (например, стрелы, скрещенные на щите), изображение которого носили перед князем. Эти отдельные области очень рано слились, образовав два царства — Верхний (южный) Египет, и Нижний (северный) Египет.

Около середины 4-го тысячелетия до нашей эры, цари Верхнего Египта завоевали Нижний и, хотя обе половины нового государства и продолжали считаться самостоятельными, но личной унией египетский фараон связывал их. Это выражалось в том, что царь носил две короны — белую корону Верхнего Египта, в форме высокого колпака, и красную — Нижнего Египта, в форме диадемы с приподнятой задней частью и торчащей спереди спиралью проволоки. В гроб умершим часто клали маленькие изображения этих корон, сделанных из голубого фаянса. Очень часто можно их также видеть на голове сокола, священной птицы солнечного бога Гора, земным воплощением которого был царь. Символически соединение обеих стран обозначалось знаком «сма-тауи» причем знак этот иногда оплетался изображением герба Южного Египта, так наз. цветком лилии, и изображением герба северного Египта — стеблем папируса. На двойной короне царь носит изображение священной змеи Нижнего Египта, Буто, и коршуна — Нехебет, священной птицы Верхнего Египта. Царь в Египте соединяет всю полноту власти в своих руках и его воля является законом, а нарушение этого закона рассматривается не как преступление, а как грех, потому что царь является сыном солнечного бога Ра, и земным воплощением другого солнечного бога, Гора. Богини вскармливают его и, как сын богов, царь является посредником между ними и народом.

Наряду с этим последнее слово в решении судебного дела принадлежит царю, — он верховный судья, к нему обращаются в особо важных делах. В позднее время заместитель царя, верховный председатель суда, на груди носил особый судейский знак, небольшую статуэтку богини истины Маат из синей лапис-лазули, которую он, может быть, получал из рук самого царя. На войне царь стоит во главе войска, он участвует в сражении, и мы знаем в египетской истории случаи, когда царь не только подвергался большой личной опасности в бою (Рамзес II), но и погибал под ударами врагов, как царь 17-й династии, Секененра, мумия которого, хранящаяся в Каирском музее, покрыта ранами. Одновременно царь заведует всеми работами по орошению долины, и на изображениях мы видим иногда царя, ударяющего мотыгой в землю, при сооружении нового канала.

1363148881_amenehmet_bustИмеется несколько изображений фараонов разных эпох, но особенное внимание следует обратить на великолепную статую Аменемхета III из черного, чрезвычайно твердого камня. Аменемхет III был царем 12-й династии (Среднее царство, около 1850 г. до нашей эры). При нем Египет достиг высокого процветания культуры, было возведено много построек, между прочим в оазисе Фаюме, куда Аменемхет III перенес свою резиденцию из города Фив, и где он выстроил храм, знаменитый в древности своими гигантскими размерами, у греков известный под названием «Лабиринта». Энергичные, суровые черты лица этого фараона повторяются на сфинксах (сфинкс — изображение царя в форме льва, с человеческим лицом), найденных в Танисе, на севере Египта. Бронзовая небольшая статуэтка идущего царя изображает фараона Эфиопской династии, Тахарку, при котором Египту пришлось сражаться со вторгшимися ассирийскими войсками (730 г. до нашей эры). При большом протяжении государства с севера на юг, египетский фараон не в состоянии был лично вести все дела, поэтому во все времена царь осуществлял свою неограниченную власть через чиновников, носивших различные титулы и занимавших разные должности, начиная от «опахалоносца по правую руку царя», «царского знакомца», «носителя печати» и др. и кончая простым «писцом» канцелярии. Высшее чиновничество в знак полномочий, переданных им царем, получало печать с царским именем в форме цилиндра, прокатывавшегося по мягкой печати документа, делавшейся из глины или воска, или в форме скарабея (жука), на гладкой оборотной поверхности которого вырезалась надпись, или же в форме перстня.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *