Антропология человека, этнография, география        27 мая 2017        65         Комментарии к записи Этническое искусство отключены

Этническое искусство

Этническое искусство

Первобытное искусство

Доисторическая археология и этнография не знают народа без искусства, которое, невидимому, так же присуще человечеству, как и язык. Подобно людям каменного века, самые отсталые современные народы затрачивают значительную часть своих сил и времени на различные «бесполезные» занятия в области искусства: поют, играют на музыкальных инструментах, танцуют, украшают себя, свои вещи и жилища, создают сказки, басни и др. поэтические произведения. С точки зрения борьбы за существование, подобная нецелесообразная деятельность должна была бы ослаблять людей, но этого не наблюдается. Наоборот, чем народ здоровее и культурнее, тем выше стоит и тем большую роль играет в его жизни искусство.

Итак, искусство является выражением чувства красоты или эстетического чувства, присущего человеческому организму в такой же мере, как способность отвечать звуковыми ощущениями на колебания воздушных волн. Почему одни предметы нам кажутся красивыми, другие — некрасивыми? Очевидно, на основании имеющейся уже у нас какой-то нормы или идеи красоты. Эта идея не есть что-либо неподвижное: как наши физические чувства, она развивается и проясняется постепенно, под влиянием переживаемых впечатлений, опыта и упражнения. Всем людям свойственно чувство красоты, но ее понимание, формы выражения и степень восприимчивости представляют у людей большое разнообразие, в зависимости от возраста, пола, расы, географической среды общего культурного уровня и, наконец, от индивидуальных свойств. Можно даже сказать, что всякий понимает красоту по-своему. Поэтому определений понятия красоты много: из них наиболее распространенным и простым является определение красоты, как гармонии или соразмерности цветов, звуков и форм в природе или произведении человека. В природе всюду можно наблюдать гармонию, симметрию, ту или иную красоту форм, которым подражает в своих произведениях человеческое искусство.

Происхождение искусства нередко объясняют одним только врожденным эстетическим чувством, которое, по мнению английских психологов, не имеет охраняющего характера в приспособлении и существовании человеческого организма, а, следовательно, искусство не связано с житейскими нуждами и практическими побуждениями человека. Но едва ли можно согласиться с тем, что искусство лишено охраняющего значения в жизни человека и возникает из бессознательного стремления к украшению. Во-первых, нельзя отрицать, что искусство является средством возбуждения различных эмоций, поднимающих жизнедеятельность нашего организма; кроме того, любовь к порядку, чистоте и опрятности до известной степени связана с развитием эстетического чувства и им поддерживается. Все элементы человеческой культуры находятся во взаимодействии.

Первобытное искусство было связано с одухотворением природы, т. е. с первобытной наукой, и было вместе с ней орудием духовного развития человечества. Объединяющее людские группы влияние искусства в малокультурной среде еще заметнее, чем в культурной. В первобытной орде люди руководятся главным образом своим эгоистическими побуждениями, а искусство, общественные увеселения и зрелища этих людей объединяют без применения принудительной силы, ослабляют их антагонизм на других поприщах деятельности. Прирожденное человеку стремление к симметрии и красоте является необходимой предпосылкой возникновения искусства, но пробуждается это стремление, прежде всего, практическими потребностями. По словам Бюхера, чисто идеального происхождения нельзя приписать даже музыке. Первобытная музыка основывается на ритме, а ритмические звуки появляются сами собою там, где большое число людей сообща производит какую-нибудь трудную работу: гребцы, молотобойцы, рабочие, поднимающие тяжелый груз, и т. п. обыкновенно сопровождают свой труд криками и пением. Пение и музыка помогают координировать работу и облегчают усталость, даже сковывают сознание и гипнотизируют человека, приводя его в состояние экстаза, чем и обусловливается особая роль военной музыки с ее маршами и барабанным боем.

Художественные произведения культурных народов древности, египтян и вавилонян, не были «искусством для искусства», но всегда играли служебную роль по отношению к религии, культу мертвых и увековечению подвигов и памяти повелителей. На высших ступенях культуры искусство часто объявляется самостоятельным, но эта самостоятельность является ограниченной и относительной, так как искусство всегда связано с землей, с потребностями и людскими отношениями данного места и времени.

Первобытное искусство далеко не всегда является удовлетворительным с точки зрения европейской эстетики, хотя в нем и соблюдаются общие принципы художественного творчества (ритм, симметрия, повышения, понижения, контрасты). Его произведения часто кажутся грубыми, бедными в идейном отношении и очень однообразными. Однообразие, являющееся действительно характерной чертой искусства первобытных народов различного происхождения, объясняется, кончено, одинаковыми формами питания и хозяйственного быта, придающими общий характер всем проявлениям физических и духовных сил человека.

Пение и музыка

Наиболее ранними формами искусства является пение, музыка и пляска. Человек со своим голосом, отражающим различные настроения и ощущения, со своими руками и ногами, которыми он производит звуки (хлопанье, щелканье, топот), в некоторой степени является природным музыкальным инструментом. Нет народа, который не умел бы напевать какую-нибудь песенку, и лишь очень немногие народы (пешересы, веддасы) не имеют музыкальных инструментов. Главным элементом первобытной музыки (и пения) является ритм, так как она служит преимущественно аккомпанементом пляски. Мелодия и гармония в первобытном пении и музыке очень просты; однако эти песни и музыку очень трудно переложить на наши ноты, и большинство сделанных переложений оказываются неверным. Объясняется это тем, что не всеми народами применяется наша семитонная музыкальная гамма; имеются у разных народов иная последовательность тонов и интервалов, т. е. особые гаммы с меньшим числом тонов (2, 3, 6), чем у нас. Пение у малокультурных народов, (напр., у пешересов, австралийцев и мн. др.) начинается обыкновенно с высоких звуков, переходящих затем в низшие тона, вследствие чего ему вообще свойствен минорный, меланхолический характер.

Так как в первобытной музыке важную роль играет ритм, то, вероятно, первым музыкальным инструментом был барабан (австралийцы, негры) или же деревяшки, которыми колотят одна о другую (у аннамитов в Индо-Китае). Первообразом барабана может служить туго натянутая ногами кожаная юбка, по которой колотят палками австралийские музыканты. У других народов, особенно негров, мы встречаем усовершенствованные барабаны разной величины и разных систем.

Барабан, однако, нельзя, в сущности, считать музыкальным инструментом, так как он дает гаммы или ряды изменяющихся тонов. Этой цели удовлетворяют инструменты духовые, струнные и ударные. Древнейшим духовым инструментом была, без сомнения, флейта или свирель из тростника, бамбука, кости и т. п. Полагают, что наша 7 — тонная музыкальная гамма возникла вследствие того, что музыкант располагает только 8 пальцами для затыкания отверстий флейты. Первым струнным инструментом был лук, на котором играют кафры: надев на тетиву лука кожаное кольцо, которое держат в зубах, и передвигая его по тетиве или струне, они играют целые песни. Бушмен, натянув на пустую тыкву волосяные струны, воспроизводит на этом инструменте все, что только услышит. Негры, а также готтентоты и бушмены, выделяются среди других народов своими музыкальными способностями. У негритянских властителей путешественники находили целые придворные оркестры с очень разнообразным набором инструментов.

У первобытных музыкантов мужчины обыкновенно играют на одних инструментах, женщины на других. Барабанный бой почти повсюду женское дело.

Пляски

Музыка и пляска тесно между собою связаны: музыка ведет к пляске, а пляска своими ритмическими движениями, выкидыванием рук и ударами ног до известной степени является музыкой.

Пляска у современных культурных народов утратила то значение, какое она имела прежде в духовной эволюции человечества, и является простой забавой с некоторой эротической подкладкой. В малолюдных этнических группах, где значительная часть населения участвовала в пляске, а остальные были музыкантами и зрителями, пляска сближала людей, была школой человеческой солидарности: одни чувствовали пляску, а другие переживали соответствующие впечатления от нее. В первобытном обществе она не была только средством забавы и удовольствия и выражением индивидуальных переживаний любви, ненависти, страха, удовольствия и т. п., но отражала все стороны жизни народа. Поэтому различают пляски эротические (любовные), военные, религиозные и, наконец, пляски-пантомимы.

Эротические пляски выполняются или одними женщинами (гавайская пляска), или обоими полами и весьма редко (у австралийцев) одними мужчинами, при чем, с нашей точки зрения, эти пляски обыкновенно отличаются крайним бесстыдством. Военные пляски устраиваются перед сражением с целью подбодрить воинов, разжечь ненависть к неприятелю и довести их до исступления, заставляющего забыть опасность. Эти пляшущие воины могут показаться сумасшедшими, однако они исполняют точно-определенные, традиционные телодвижения. Охотничьи пляски имеют широкое распространение у всех народов, у которых охота является главным источником существования. В этих плясках изображаются движения животных, охота за ними и охотничьи приключения. Известны охотничьи пляски американских индейцев, особенно медвежьи и буйловые, для которых плясуны надевают маски с головами этих животных, накидывают на себя их шкуры и привязывают хвосты. Пляски эти имеют и особое, магическое значение: если исчезают буйволы, то охотники несколько дней под ряд танцуют буйволовый танец, чтобы умилостивить или приманить этих буйволов.

Связь пляски с первобытной религией и культом — факт общеизвестный. Чтобы войти в сношение с духами, колдуны, шаманы и жрецы приводят себя в состояние исступления или экстаза посредством пляски. В пляске находит себе выход то религиозное возбуждение, которое охватило человека; поэтому просьба или благодарность богам выражаются не только молитвой и пением, но и религиозной пляской, которая является религиозным обрядом. Как дело серьезное, такая пляска обыкновенно выполняется мужчинами, а женщинам иногда предоставляется роль музыкантов. В числе плясок, связанных с культом, имеются даже похоронные (напр., у американских индейцев), представляющие ряд медленных движений под звуки тихой, протяжной песни.

Связь пляски с культом оказывается явлением не только древним, но и очень стойким. Религиозные пляски существовали у древних евреев,

Даже западное христианство до VIII века сохраняло пляску в своих религиозных обрядах, а в абиссинской церкви пляски существовали очень долго. В настоящее время буддийские ламы в масках исполняют в своих храмах религиозные балеты. У мусульман есть секта вертящихся дервишей. Наконец, пляска играет существенную роль на «радениях» русской секты хлыстов.

Пляска, как мимическое выражение чувств и событий, заключает в себе зародыши драмы. Поэтому у всех народов существуют пляски-пантомимы, в которых имитируются животные, воспроизводятся людская любовь и вражда, сражения, приключения на охоте и т. д. Такие пляски иногда принимают характер настоящего театрального спектакля, исполняемого труппой плясунов и актеров, которые только этим и занимаются, переезжая с места на место.

Как в религиозных плясках, так и в плясках-пантомимах очень важную роль играют маски. Колдуны и жрецы, чтобы войти в сношения с духами или демонами или ввести их в себя, надевают маску, воспроизводящую наружность данного духа или демона. У древне-американских культурных народов при человеческих жертвоприношениях жрецы надевали страшные маски главных богов и в таком виде от их имени, принимали жертву, напр., вырванное человеческое сердце.

Пляска, превратившаяся в пантомиму-драму, естественно повела к употреблению маски, которая долго сохранялась в театрах и на высших ступенях культуры. В древнегреческом и римском театрах, а также у современных восточно-азиатских народов, мы находим в широком употреблении маску. В Меланезии, в Африке, на с-з Америки и в некоторых других местах техника изготовления танцевальных масок достигла высокой степени своего совершенства: отдельные части маски (рот, глаза, уши) делаются подвижными посредством шнурков и разных приспособлений, одна маска моментально заменяется другой.

Плясовые движения, прежде всего, зависят от рода пляски, но общий характер пляски у разных народов неодинаков. Так, например, австралийцы быстро двигаются прыжками, а затем отступают с угрожающими или нежными жестами. Негры страстные танцоры, и у них существует множество живых и бойких плясок. У большинства азиатских народов пляска сводится к ряду ритмических движений рук и туловища, производимых на месте или с медленным, плавным передвижением.

Лирика

Поэзия является таким же древним видом искусства, как пение и музыка. Первыми поэтическими произведениями были песни в форме повторяющихся ритмических фраз. Сочинял эти песни или сам поющий, или особые певцы-поэты. В большинстве случаев произведения этой первобытной лирики являются очень бедными по мысли импровизациями, в которых поэт чаще всего жалуется на голод или выражает удовольствие, что удалось наесться до отвалу. Надо, однако, заметить, что такими прозаическими мотивами первобытная лирика не ограничивается даже у голодных австралийцев и иногда удивляет европейца тонкостью и глубиной чувства и изяществом формы. У полинезийцев мы находим очень богатую и разнообразную по сюжетам лирическую поэзию. Американские индейцы и негры большие мастера складывать военные песни, иногда напоминающие по форме и содержанию аналогичные произведения культурных народов.

На основе первобытного анимизма у малокультурных народов получили широкое развитие сказки и басни, принадлежащие в большинстве случаев к так называемому животному эпосу. Для первобытного человека, одухотворявшего природу, убежденного в том, что душа животных ничем не отличается от людской, сказка казалась былью, действительным происшествием и только с течением времени превратилась в произведение фантазии. Поэтому дикари, как и наши дети, очень любят сказки, которые по своему содержанию и духу ничем не отличаются от сохранившихся старинных сказок европейских народов. Действующими персонажами басен являются животные, люди, растения и неодушевленные предметы. В баснях негров, готентотов, бушменов, полинезийцев и др. каждому животному приписываются определенные черты характера, причем умные и хитрые звери всегда берут перевес над сильными и глупыми.

Первобытное моральное мировоззрение выражается пословицами и поговорками, которые по меткости иногда не уступают нашим. Очень много поговорок у негров: «Думай перед делом, а не после дела», «Свет держится надеждой», «Сделай раба царем, он никого не пожалеет» и т. п. Былинный эпос, т. е. такие произведения, как «Илиада», «Одиссея», «Калевала», русские былины и др. появляются у народов, уже поднявшихся в культурном отношении и обладающих историей.

Ораторское искусство

Ораторское искусство оказывается очень развитым у цветных народов особенно у полинезийцев, американских индейцев, негров, которые в этом отношении стоят даже выше европейского простонародья. У всех народов хорошие ораторы часто добиваются почета и предводительства и им обыкновенно поручают вести переговоры.

Живопись

Живопись малокультурных народов по содержанию и исполнению ничем не отличается от известных уже читателю рисунков людей каменного века. Подобно детским рисункам, их живописные произведения очень наивны и несовершенны, лишены перспективы, но иногда довольно выразительно передают наиболее характерные особенности предмета. Почти все малокультурные народы рисуют очень охотно, но не все обнаруживают одинаковые способности к живописи. Наиболее искусными рисовальщиками оказываются самые отсталые народы, австралийцы и бушмены; рисование процветает также у полярных народов (эскимосы, чукчи, якуты), но большинство других цветных народов (полинезийцы, малайцы, негры, американские индейцы) рисуют плохо, но иногда мастерски владеют орнаментом. Своеобразный характер имеет живопись у культурных народов (персы, индусы, китайцы, японцы), не усвоивших себе основ европейского искусства.

Ваяние

Ваяние существовало уже в каменном веке, но как тогда, так и у современных малокультурных народов достигло лишь слабого развития. Изваяния и фигурки из дерева, глины, кости, изображения предков, духов и богов у малайцев, негров, полинезийцев и др. кажутся безжизненными символами, иногда причудливыми, но лишенными художественной ценности. У мусульманских народов религия, запрещающая воспроизводить человеческие фигуры, прекратила развитие ваяния и живописи.

Художественное ремесло

За немногими исключениями (пешересы, бушмены) орнамент или украшение различных вещей линиями, геометрическими фигурами, украшенными рисунками людей, животных, растений и т. п. является со времен каменного века постоянным признаком почти всех человеческих изделий, даже самых обыденных. С орнаментом тесно связано художественное ремесло, достигающее у многих малокультурных народов высокого совершенства. Так, напр., плетеные изделия дикарей в техническом и художественном отношениях нередко стоят выше подобных же изделий культурных народов. В с-з Африке развито вязание и вышивание по коже и хлопчатобумажным тканям с хорошим подбором красок. Негры выделывают красивые вещи из металлов, слоновой кости и кожи, проявляя при этом больше таланта, чем усидчивости. Полинезийцам хорошо удается обработка раковин, скорлупы кокосовых орехов и, отчасти, дерева и камня. Некоторые американские племена превосходят всех в обработке глины. Полярные народы выделывают изящные вещи из моржовых клыков. По степени развития и стилю художественное ремесло представляет большое разнообразие: каждый народ накладывает свою печать на свои изделия и оказывает влияние на соседей. Высшего развития художественное ремесло достигло в Китае, Японии, Индии и мусульманских странах, широко распространив свое влияние. Так, почти во всей Африке чувствуется арабский стиль, у малайцев — индийский и китайский, в северной части Тихого океана — японский.