Путешествия и открытия        22 октября 2016        76         0

Фантазии о летании человека

Фантазии ученых и писателей

Мысли и фантазии о летании человека встречаются, как мы уже видели, с незапамятных времен не только в сказаниях и легендах народов, но и в разных памятниках материальной культуры. Легенд, сказок и преданий о летавших людях очень много в фольклоре и литературе всех народов.

С древнегреческими мифами о крыльях Дедала и о воздушной колеснице Фаэтона в конской упряжке перекликаются арабские сказки о Синбаде-мореплавателе, летавшем вместе с людьми, у которых каждую весну отрастали крылья, и о персидском царевиче, поднимавшемся к солнцу на волшебном коне из эбенового дерева. Персидский поэт Фирдуси, живший тысячу лет назад, оставил нам образ шаха Кэй-Кауса, который решил завоевать солнце и луну и для этого отправился в небеса на троне, увлекаемом четырьмя сильными орлами. Много таких сказаний есть и в русско-славянском эпосе — сказки о ковре-самолете, о коньке-горбунке и т. д.

От средневековья остались преимущественно описания различных «экстазических» путешествий в так называемый потусторонний мир. Чисто сказочный характер древних описаний уступил место другому виду творчества, диктуемому, главным образом, церковным засильем и феодальным гнетом. Средневековые авторы, отделяя в своих произведениях души людей от тела, заставляют эти души совершать путешествия большей частью в надзвездные края, за пределы нашей земли.

Так фантазирует, например, в начале XIV века величайший итальянский поэт Данте в третьей части своей «Божественной комедии» где его душа, странствуя по небу, попадает на луну, на планеты и на неподвижные звезды. Этот прием встречается позднее, в XVII и даже в XIX веках. Так путешествуют по небесам души, разъединенные с телами, в сочинениях ученого монаха Афанасия Кирхера (1656 г.), отца Даниэля (1692 г.), шведского мистика Сведенборга (1758 г.) и других.

Но с XVII века, в связи с великими открытиями в мироздании и в географии, вместе с проникновением научных методов в естествознание и в фантазии о летании начинает проникать научно-технический элемент.

Знаменитый социолог-утопист Фома Кампанелла в своем произведении «Город Солнца» (1623 г.) пишет, что солярии (жители солнца) «искусство летать уже изобрели, — пожалуй, единственное, чего миру недоставало». Кампанелла пытается, например, обосновать, почему летание в экваториальной области легче, чем где-либо в другом месте; он объясняет это «легкостью и летучестью» воздуха на экваторе вследствие более сильного нагревания его солнцем.

В фантастическом романе английского писателя Фрэнсиса Годуэна «Человек на луне» (1638 г.) испанец Доминик Гонзалес, попав на уединенный остров в океане, откуда он не может выбраться, обращает внимание на громадных лебедей, прилетающих к берегу с моря. Гонзалес начинает их прикармливать, приручает, затем дрессирует и так готовит себе «летный выезд». Лебеди впрягаются в легкий деревянный остов, под которым подвешено сидение, и в таком виде уносят испанца с острова. Поднимаясь все выше и выше, герой добирается до луны.

na-lunu

Фантастическое путешествие на луну в лебединой запряжке, по роману Ф. Годуэна 1638 г. (с английской гравюры).

Метод описания путешествий в небеса и жизни на других планетах был очень удобен авторам XVII века, так как, прививая читателям взгляды о множественности миров, позволял в то же время легче касаться общественных и социальных вопросов, не привлекая внимания строгой цензуры. Поэтому описания фантастических странствований по небесным мирам встречаются у многих писателей в разных странах.

Под непосредственным впечатлением романа Годуэна и утопии Кампанеллы были написаны два фантастических сочинения об «Ином свете» молодым французом Сирано де Бержераком (1647—1655 гг.). В них рассказывается от лица самого автора про путешествия и пребывание сперва на Луне, а потом на Солнце. Но в отличие от своих предшественников Сирано, ученик Гассанди и Декарта, хорошо знакомый с естественными науками, тщательно обосновывает в каждом случае физическими законами все способы воздушных путешествий. В этом отношении его произведения являются, пожалуй, первыми в мировой литературе опытами научной фантастики.

Среди тех многих способов, которыми пользовался автор, странствуя между землей, луной и солнцем, особенно замечательно применение им ракет. Во французском издании 1710 года этот момент иллюстрирован. От действия ракет получалась столь большая скорость, что она вынесла путешественника за пределы земного тяготения.

Автор впервые совершенно правильно указал на тот путь осуществления космических перелетов, который и в настоящее время считается единственно возможным.

В другом случае Сирано поступает примерно так, как позднее легендарный враль, барон Мюнхгаузен, который сам себя вытаскивал из воды за волосы. Герои садится в легкую клетку, сделанную из мягкого железа, и подбрасывает вверх сильный магнит в виде шара; магнит поднимает клетку с земли, притягивая ее к себе, а герой быстро ловит шар и снова бросает его вверх. Так он работал безостановочно до тех пор, покуда не вошел в зону притяжения луны.

Отдавая дань традициям прошлого, когда фантазировали о полетах при помощи птиц, Сирано рассказывает про свое путешествие к солнцу на четырех орлах, удерживавших его за руки и за ноги. Тут же он описывает свою неудачную попытку подняться на машине с размахивающими крыльями, которые работали от сильных пружин.

Наряду с этими фантазиями Сирано де Бержерак весьма остроумно использует и силы природы, предвосхищая идею воздушных шаров.

Так, для первого путешествия в атмосфере герой привязал вокруг своего тела несколько десятков стеклянных сосудов, наполненных росой. «Лучи солнца, — говорит автор, — падали с силой такой, что тепло, притягивая склянки, меня подняло на воздух и унесло выше самых высоких облаков… Я начал постепенно одну за другой разбивать склянки, пока не стал чувствовать, что тяжесть моего тела пересиливает протяжение вверх и что я начинаю спускаться на землю». Таким образом, автор благополучно опустился на землю. С оставшимися на нем сосудами Сирано очень быстро двигался по земле, так как при облегченном весе едва касался земли ногами.

Подобным же способом Сирано поднимается с помощью тонкостенных полых шаров, предварительно наполненных дымом. Дым, устремляясь вверх, потянул в воздух вместе с шарами и догадливого путешественника, который держал шары у себя за плечами, подобно пловцу на воловьих пузырях.

А для достижения солнца автор построил особую машину в виде герметически закрывающегося ящика, соединенного вверху с шаром из «зажигательного стекла». Под действием солнечных лучей внутри ящика образовалось столь сильное разрежение воздуха, что машина поднималась вместе с человеком.

Фантазии Сирано де Бержерака примечательны тем, что все они оригинальны, представляют собой продукт измышления самого автора, а не являются повторением чего-либо, созданного до него. Не имея возможности правильно обосновать аэростатический принцип летания, он все лее с большим чутьем и наблюдательностью использовал те явления природы, изучая которые человек действительно в конце концов оторвался от земли с помощью воздушных шаров.

Некоторые мысли Сирано воспроизводились после него и в иных фантастических сочинениях.

Так, в общеизвестном романе Свифта о путешествиях Гулливера (1726 г.) описывается воздушный остров «Лапута». Имея форму шарового сегмента, при диаметре плоского основания в 7 км, этот остров плавает в атмосфере и передвигается в любом направлении посредством громадного магнита, установленного на оси в центре острова внутри широкого алмазного кольца. При различных положениях полюсов (концов) магнита, когда один конец притягивается, а другой отталкивается землей, весь остров либо уравновешивается на одном месте, либо приближается или удаляется относительно поверхности земли, либо, наконец, передвигается горизонтально.

Мысли и фантазии Сирано оказали, по-видимому, влияние на размышления о летании известного во Франции маркиза Аржансона. В 1720 году в своих записках он пишет: «Посмотрите на мыльный пузырь: сделайте такую же машину, прибавьте к ней крылья для движения и для образования вихрей, которые будут их поддерживать… Разве вы не видели детей, которые поднимают на воздушных змеях кошек? Таким же способом можно заставить подняться и путешествовать в воздухе людей вместе с грузами».

Записки Аржансона интересны нам еще и в том плане, что он фантазирует на тему о применениях воздушного флота в будущем и о влиянии этого фактора па государственную жизнь и на быт народов. Он пишет, в предвидении будущего, что воздушные армии потребуют создания зенитной артиллерии. Легкость правонарушений со стороны летающих потребует тоже особого внимания — появится воздушная полиция. В государственном управлении понадобится особый пост государственного секретаря по воздушным силам… Фантастика начала XVIII века стала реальной действительностью нашего времени.

Наряду с легкими французскими фантазиями отметим одну немецкую, довольно тяжеловесную.

Немецкий астроном Киндерман тоже написал фантастическое произведение под заглавием «Быстрое путешествие на воздушном корабле в вышние сферы» (1744 г.). Книга повествует о полете пяти людей, носящих имена пяти чувств человека, к планете Марс в поисках его спутника. Для воздушного корабля автор применяет аэростатический принцип. Корабль его представляет в точности воздушную баржу Ланы, проект которой появился за 75 лет до книги Киндермана. Путешественники претерпевают в пути разные приключения, по успешно добираются до дели путешествия, после чего возвращаются обратно.

letaushie-ludi

Летающие люди по английскому роману Пальтока (1751 г.)

Вольтер, знаменитый французский философ, тоже написал космическую фантазию «Микромегас» (1752 г.). В ней изображен житель крупной звезды Сириус, который, используя силу тяготения и чудесные свойства света, странствует по планетам солнечной системы и попадает, наконец, к нам на Землю. При передвижении путешественник не пренебрегает услугами попутчиков — комет и метеоров, а вблизи Земли еще и северным сиянием. Известную роль при пользовании всеми этими необычными средствами сообщения играет и необычный рост героя — высота его достигает не более не менее как трое километров.

Новый принцип летания указан в фантастическом романе, появившемся в Париже в 1775 г. под заглавием «Философ без претензий, или редкий человек», с подзаголовком «Произведение физическое, химическое, политическое и моральное». Здесь машина главного действующего лица летает с помощью электричества.

el-mashin

Электрическая машина для полетов во французском романе де ла Фоли (1775 г ).

Летчик вращает вручную колесо, связанное зубчатой передачей с вращающимися стеклянными шарами, расположенными в верхней части машины. Электричество, появляющееся в результате вращения шаров, не то отталкивает машину от земли, не то разрежает атмосферу над машиной, вызывая засасывание ее вверх.

Во второй половице XVIII века было опубликовано еще несколько произведений с описаниями различных воздушных путешествий, но, главным образом, уже в пределах земли.

Наибольший успех имело сочинение англичанина Пальтока, в котором частично излагались и все в действительности бывшие попытки людей летать. Эта книга — «Летающие люди или путешествия Петра Уилькинса» — была переведена на французский и немецкий языки. В ней приведены очень любопытные рисунки.

Талантливый французский писатель Ретиф де ла Бретон, собственная биография которого представляет увлекательный приключенческий роман, среди двухсот книг своего сочинения оставил фантастическое описание — «Южное открытие летающего человека или французский Дедал». Книга была написана в 1781 г., через несколько лет после действительного открытия Австралии, пятого материка нашей планеты. В этом романе герой, изобретатель, перелетает из Франции через океан с помощью машущих крыльев с зонтичным парашютом над головой. Попав в Австралию, он открывает там невиданные породы существ, за которыми охотится с воздуха с помощью сетей. Несмотря на все опасности и приключения, герой кончает свое путешествие целым и невредимым.

Рассмотрение всех фантастических сочинений, появившихся до XIX века, описывающих воздушные или межпланетные путешествия, приводит к такому заключению.

Первый толчок к появлению этой литературы был дан великим открытием Коперника. Дальнейшее обоснование теории о множественности миров в природе произвело па человечество XVI и XVII веков, опутанное церковными узами, потрясающее впечатление. Передовые умы того времени, начиная с современников Галилея, стали фантазировать о путешествиях с Земли в соседние миры. При этом сперва преследовались задачи преимущественно философского, социологического и отчасти астрономического порядка.

Но по мере приближения к XVIII веку, к эпохе промышленного переворота, когда транспортные возможности в Европе начали отставать от сильно возраставших потребностей в них, когда подошло время для обсуждения возможностей сообщения по воздуху, — в такой обстановке межпланетные путешествия в фантастических сочинениях стали сменяться перелетами в пределах земной атмосферы.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *