Врачевание и погребение        05 ноября 2016        64         0

Фазы погребения

fazy-pogrebrniya

Если мы после нашего обзора области видов погребения оглянем всю совокупность элементов погребения, то у нас получаются сами собою известные руководящие линии для различения определенных фаз процесса погребения. Именно, в самых редких случаях отсутствует тот период, который мы выдвинули, как период «опекания», время ежедневного снабжения. За этим периодом наиболее высокой ступени развития следует еще один, а, часто, и несколько, периодов жертвований с постепенно сокращающейся культовой обязанностью. Периоду опекания кроме того предшествует обычно еще короткий без жертвенный период, большей частью продолжающийся немного дней.

В общем приходится сказать: если в различных областях ход культурного прогресса в существенных чертах тот же, то к стадии процесса погребения в существенных чертах будут строиться таким же образом. Где, напротив, отношение общественной жизни, в силу отличных естественных и других условий, принимают отличный ход развития, там и погребальные обычаи принимают новые черты. Но как нет народов без религии, потому что нет их без установленного опекания больных и мертвых, то у всех одинаково существует и тенденция жречества приспособляться к изменяющимся хозяйственным и социальным условиям жизни и постоянно расширять сферу культа. Наоборот, народ, как представитель производящих на общественные нужды общественных сил, воздействует в смысле оказания отпора духовным притязаниям. Из взаимного друг другу противодействия жрецов и производящего народа получается форма различных способов погребения и вырастают на более высоких степенях культурного развития новые фазы погребальной практики подобно тому, как ежегодно ветвь дерева получает каждый раз новые побеги.

На более высокой ступени развития распадается каждый раз процесс погребения обычно на различные отделы или фазы, которые в качестве отзвука различных периодов культурного развития оказываются рядом, и иногда бывают приняты в погребальный обряд все целиком, а часто только в какой-нибудь своей части. Смотря по тому, какая из противостоящих друг другу общественных сил достигала в силу условий классовой борьбы более благоприятного положения, она давала отпор притязаниям противной партии и расширяла свои собственные права. Так, например период опекання мог быть на чрезвычайно долгое время продлен; могло также и «потустороннее» царство духов быть в свою очередь подразделено на целый ряд ярусов, которые соответствовали такому же числу этапов блуждающей души, создав систему, покоющуюся на организации жертвоприношений и часто в высшей степени тонко дифференцированную. Но могли также некоторые звенья вышеуказанных градаций этих ступеней совершенно быть вытесненными, случай, который довольно часто выступает перед нами при обозрении способов погребения.

Часто больных сжигали, или, как в новом Мекленбурге, старых людей, которым еще долго надо было бороться со смертью, до их полного умирания предавали пламени, так как установленный обряд погребения требовал кремации (А. Зайдель, Германские колонии, стр. 219). По Ратцелю, слабая, старая или больная женщина у бушменов в Южной Африке часто без разговоров покидается на месте. Ставят около нее тогда чашу с водою, пару кореньев, кусок мяса подле. Дикие звери скоро, конечно, положат конец ее участи (Ратцель, 1, стр. 689). Иногда больные предоставляются в жертву лесным зверям раньше, чем они успевают испустить дух, и равным образом мы находим у диких народов обычаи, по которым уже умирающие должны претерпевать скручивание для принятия скорченной формы погребения, стало быть, погребаются уже заживо. У народов с неустойчивым образом жизни, который не позволяет долго оставаться на одном месте, время опекания может часто быть очень ограниченным и соответственно даже совсем отпадать.

В этих и подобных случаях отступления от общей схемы, которую надо признать следствием культурного развития, изменяющегося под влиянием определенных местных или социальных условий, можем мы видеть сокращение полного ряда элементов погребения.

Погребение мертвых в нашем смысле означает постепенное исключение индивидуума, как экономического фактора, из хозяйственного объединения. Так как индивидуум и после смерти в силу опекания, которое он получает, а также и в силу мнимой, оказываемой им, помощи в работе и в других случаях представляет собою фактор хозяйственной жизни, то это исключение по большей части является затяжным и, как мы видели, постепенно совершающимся процессом. Постепенность эта тем более затягивается, чем более при погребении умерших затягивается борьба между классом старейших и народом, занятым в производстве и является сопутствующим к определяющим судьбу отошедшего моментом на пути его этапов: болезнь — смерть — разложение и т. д.

Предварительным условием такого продления процесса является растущая возможность более продолжительного пребывания в одной определенной стране или, если мы вправе выразиться коротко,— развитие «оседлости». В более ранние периоды первобытной эпохи, когда кочевое перемещение обусловливало собою более усиленную перемену места, можно было установить, до известной степени, лишь начатки всего того процесса. Установление времени опекания требовало уже, во всяком случае, как своего условия, уже известной степени оседлости, и если по истечении этого времени народ требовал устранения останков мертвецов для того, чтобы снова сделать доступным место погребения для живых, если далее устанавливалось где-то вдали царство мертвых, то причиной тому было то, что живой и производящий человек теперь, более чем раньше, брался за использование земли и почвы для добывания себе необходимых жизненных средств. Племенное кладбище, наконец, у главного местожительства соответствующей области служило ясным признаком повышения значения обитаемого места и важности его функций. Таким образом всякий раз, когда новая фаза прибавляется к процессу погребения, то это соответствует дальнейшему шагу на пути к более оседлым условиям жизни, при чем следует памятовать, что рост оседлости на тех ступенях развития человечества, о которых здесь идет речь, образует собою мерило общего культурного прогресса.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *