Техника живописи и скульптурные приемы        14 апреля 2013        49         0

Формы воспроизведений

Изобразительная деятельность, вначале исключительно предметная, впоследствии усложнилась и воспроизведением действия, стала как бы речью с глаголами, чем она не была вначале. Воспроизводя понятным для своей среды способом и предмет, и действие, человек, можно сказать, научился писать, т. с. овладел могучим фактором общественности. Мы не можем здесь остановиться на вопросе сложения и развития пиктографического письма, но можем лишь указать, что эта письменность генетически уходит в ранние фазы изобразительной деятельности человека вообще.

Возвращаясь к способам выражения композиции, т. е. сочетании отдельных элементов в одном действии, мы заметим, что для изобразительной деятельности «доисторического!» или «первобытного» человека существует лишь та формула, которую мы описали, т. е. в конечном итоге отдельные элементы воспроизводятся раздельно, один над другим, без сокращения их пропорций в соотношении с удаленностью от первого плана.

Формы воспроизведений

Камешек, на котором скопление лошадей воспроизведено в трехмерных соотношениях, является замечательным исключением не только для эпохи палеолита, но и для более поздних периодов, и для всех нынешних так наз. отсталых народностей в их изобразительном творчестве.

К этому примеру можно присоединить и второй образец ранней формы изобразительного выражения перспективы, именно исполненную красками сцену на скале у села Когуль, в Каталонии.

Формы воспроизведений

Сцена на скале в Испании.

На первом плане — 8 женских фигур, двигающихся, по-видимому, влево и вправо, лицом к центральной мужской фигуре; девятая фигура женщины изображена в позе сильного движения, прыжка… Весьма вероятно, что в этом сочетании десяти фигур мы имеем изображение религиозно-эротического женского танца, исполняемого вокруг «колдуна», аналогии чему наблюдались и в живом быту, в частности, у бушменов.

Замечательна здесь форма композиции. Вся сцена зрительно воспринимается, в общем, в трехмерных соотношениях: передние фигуры изображены в больших пропорциях, чем фигура колдуна, стоящего на более удаленном плане, две крайних справа женщины удаляются вглубь, как бы обходя колдуна справа, и пропорции их фигур вполне этому соответствуют. Когульская композиция, относящаяся, по-видимому, как и многие другие, открытые и Испании изображения на скалах, ко времени перехода от палеолита к ново-каменному веку, является тоже замечательным к единственным, в своем роде, памятникам, отмечающим этап больших достижений — на путях развития изобразительной деятельности. Казалось бы, что это достижение, как и ряд других, характеризующих эпоху расцвета искусства в палеолитическое время, должны были бы послужить отправным моментом к дальнейшему поступательному движению. Ведь, в сущности, все основные слагаемые «искусства» мы видим уже сформировавшимися в древнекаменном веке. По форме воспроизведений мы имеем здесь полный рельеф, горельеф, барельеф, резьбу с «обрезанными контурами», гравюру, живопись (конечно «масляными красками», т. е. красящим материалом в соединении с какими-то жировыми веществами); по другой линии мы находим положительные достижения в части зрительно воспринимавшегося реализма.

Мы имеем, наконец, замечательную картину постепенного развития композиции вплоть до высших достижений. И, однако, все это логически пришло к неизбежному концу, исполнив и завершив некоторый цикл с его подъемом и конечной фазой. Элементы противоречия реализму палеолита имеются налицо в ту же самую эпоху; они ярко выступают и, в конце концов, на фоне глубоких и радикальных видоизменений в бытовом укладе делаются господствующими, а так наз. «зрительный реализм» вымирает в западной Европе, выступая, однако, в иных районах и иных культурных очагах совершенно разновременно, как некоторый показатель параллелизма в отношении самих основ общественности, параллелизма, который мог слагаться вне всякой непосредственной преемственности, и совершенно, конечно, безотносительно к хронологической последовательности.

Эти новые, «противоречивые» элементы, выступающие уже в эпоху палеолита, могут быть охарактеризованы в общем, как развитие реализма «логического» в отличие от реализма «зрительного», как движение в сторону искажения реальных образов, зрительно воспринимавшихся в направлении их оформления в декоративных канонах, подчиненных требованиям линейно-ритмических соотношений; наконец, в числе элементов, несомненно, повлиявших на разложение этого зрительно-реалистического стиля воспроизведений, следует упомянуть и об орнаменте, как чистой форме графического выражения ритма.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *