Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Гармонизация в архитектуре Средней Азии

Творческая деятельность архитектора во все времена и народы в той или иной степени была связана с проблемой гармонии. Особенную актуальность эта проблема приобретает в наше время в связи с задачей воспитания гармонически развитого человека.

Гармонизация предметной среды для человека, создание благоприятной обстановки для труда и отдыха — это профессиональные задачи архитектурного искусства. Создает ли зодчий проекты городов и сел, жилых комплексов и общественных зданий и сооружений, садов и парков — он всюду встречается с проблемой гармонии. Таким образом, гармония предметно-пространственной среды — проблема не только эстетическая, но и социальная: она может быть решена лишь там, где человеческая личность развивается во всем многообразии своих способностей и таланта, где гуманизм, забота о человеке — основополагающая идея общества.

Гармония предметно-пространственной среды — тема, затрагивающая многие аспекты зодчества. В цепи больших и малых ее звеньев особое место принадлежит средствам гармонизации и пропорциональным отношениям в пределах не только отдельного сооружения, но и целых городских ансамблей, городских образований, находящихся в постоянном развитии, изменении и обновлении.

На данном этапе развития нашего общества, важным представляется прогнозирование будущего и активное влияние теории па практику. Это имеет прямое отношение к архитектурной науке и не может быть решено без ретроспективного взгляда на прошлое, ибо — система его вся требует, чтобы всякое положение рассматривалось только:

  1. исторически;
  2. в связи лишь с другими;
  3. только в связи с опытом истории весьма конкретным.

Тема «Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии IX-XV вв.» — исследование историко-теоретическое. Цель его — воссоздать утраченные временем приемы геометрической гармонизации как части теории архитектуры средневековой Средней Азии. Для этого были предприняты:

  1.  рассмотрение эстетических воззрений средневековых ученых-энциклопедистов, оказавших влияние на архитектурную теорию-и практику зодчих Среднего Востока;
  2. выявление связи прикладной математики и архитектурного творчества;
  3. анализ приемов построения архитектурной формы избранных произведений архитектуры Средней Азии IX-XV вв.

В наших исследованиях эти аспекты представлены неодинаково по той причине, что эстетические и философские воззрения ученых-энциклопедистов, а также высказывания современников об архитектуре и архитекторах выявлены недостаточно. Средневековые трактаты, написанные на арабском и таджикско-персидском языках, имевшие прямое или косвенное отношение к профессии архитектора, не всегда доступны для исследования. Кроме того, вопросы средневековой архитектурной теории Среднего и Ближнего Востока оставались «белым пятном», так как исследование этой проблемы было связано с трудностями изучения, арабских и персидских текстов, большей частью рукописных и непереведенных. Названия рукописей и каталожные аннотации не всегда давали гарантию, что в рукописи имеются сведения по вопросам архитектурной теории. К тому же рукописи, посвященные вопросам архитектуры и хранящиеся в библиотеках пашей страны и за рубежом, все еще не полностью выявлены и не исследованы.

В качестве живого источника научной информации по исследованию интересующей нас проблемы нужно привлекать «каменную летопись». Анализы приемов построения архитектурной формы и геометрических орнаментов в сопоставлении с геометрическими построениями из «трактатов для зодчих» подтвердили правомерность такого подхода. В связи с этим основную часть труда составляют взаимодополняющие, доступные обозрению трактаты мастеров и графический анализ пропорций созданных ими произведений. Эти исследования способствовали раскрытию неизвестных ранее особенностей пропорционального строя сооружений, и многие данные графического анализа обмерных чертежей получали документальные подтверждения — постепенно обнаруживались замечательные достижения зодчих средневековья в разработке приемов гармонизации архитектурной формы.

Такая работа, проводимая впервые, вводит в научный обиход малоизвестные данные, которые позволят совершенно по-иному взглянуть на средневековую архитектурную науку стран Среднего и Ближнего Востока и говорить не только о ее существовании, но и о высоком развитии.

Нашими исследованиями охвачен период с конца IX до XV в., характеризующийся наибольшим расцветом науки, культуры и искусства средневековой Средней Азии и получивший наименование «эпохи восточного Ренессанса». Нами сознательно не затрагивается сама проблема восточного Ренессанса, и не потому, что она продолжает оставаться дискуссионной, а в силу того, что рассмотрение ее увело бы нас от основной темы, хотя материалы наших исследований могли бы в какой-то степени способствовать расширению представлений об этом явлении.

Мы не ставим задачи охватить все аспекты проблемы геометрической гармонизации с желательной полнотой. Не представляется возможным провести широкие сравнительные анализы построений архитектурной формы зодчества Ближнего и Среднего Востока в силу отсутствия достаточного количества опубликованных обмерных материалов — для анализа привлекаются лишь некоторые архитектурные памятники Азербайджана.

Мы далеки от мысли, что геометрические приемы построения архитектурной формы, которыми пользовались великие средневековые зодчие Средней Азии, могут быть механически перенесены в современную архитектурную практику, ибо иная эпоха и иные социально-экономические условия жизни общества порождают и иную архитектуру. Человек новой эпохи мыслит по-новому, осваивает новые и новые области науки, техники, культуры и искусства. Прогресс огромен, однако при всем этом характерным в деятельности человека является тот факт, что человек все больше пользуется математикой как орудием мышления. В нашу эпоху математика проникает во все области человеческого творчества шире, глубже и в ином качестве, чем в прошлом.

Если в средние века зодчий для осуществления архитектурных замыслов в лучшем случае пользовался геометрией Евклида, зачатками механики по Архимеду, Филону, Герону и Ибн Сине (Авиценне), то современные архитектурно-строительная теория и практика не обходятся без строительной механики, молекулярной физики, теории сопротивления материалов, все шире для решения проблем теоретических и практических задач привлекается электронно-вычислительная техника. Возникает проблема использования электронно-вычислительных машин для определения рациональных тектонических структур и форм архитектуры.

В свете сказанного возникает также вопрос о роли математического метода гармонизации архитектурной формы в современном искусстве зодчих.

Проблема эта ненова и, несмотря на значительную работу, проделанную в области исследования теории архитектурной композиции, ожидает своего разрешения: она немыслима без теоретического обобщения проблем гармонизации архитектурной формы в прошлом. А прошлое тянется к истокам человеческой цивилизации Востока и Запада, когда гармонию в жизни и деятельности человека определяли космогонические представления. И не удивительно, что при исследовании истории теории архитектуры древности на арену выступает архео-астрономический метод, связанный с эпохой научно-технической революции.