Обряды, обычаи, поверья, мифы, предрассудки        20 апреля 2012        53         0

Гайавата Таронхайавагон

gaiavataПодлинная ирокезская легенда о Гайавате не имеет ничего общего с историями, содержащимися в книге Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Лонгфелло изображает Гайавату как героя алгонкинов, а не ирокезов. Действие «Песни о Гайавате» происходит в районе Верхнего Озера, тогда как настоящая родина Гайаваты, согласно ирокезам, — центр и запад штата Нью-Йорк. Мифы, пересказанные Лонгфелло, в действительности были легендами об алгонкинском божестве Мичабо.

Миф о Гайавате — превосходный образец «гражданского мифа», фиксирующего создание нации. В данном случае это — Союз Пяти Народов ирокезов, система правления в котором изучалась основателями США при составлении Конституции.
Таронхайавагон, поддерживающий небесный свод, пробудился от сна, услышав доносившиеся с земли дикие крики ярости. Люди убивали друг друга, сражались с ужасными великанами и пребывали в глубоком отчаянии. Приняв облик смертного человека, Таронхайавагон спустился на землю, взял за руку маленькую девочку и отвел горстку несчастных беженцев в пещеру и велел им поспать; так к человечеству вернулась надежда.

Когда люди отдохнули, Таронхайавагон снова взял за руку маленькую девочку и отвел людей к восходящему солнцу, где они построили для себя большой дом. Там они жили счастливо. Они процветали и богатели; у них родилось много детей. Таронхайавагон созвал людей и повелел им создать пять великих народов и рассеяться по земле. Сперва он отделил несколько семейств и назвал их «техавроги» — «говорящие на другом языке». С того времени, как Таронхайавагон дал им это имя, они стали говорить на языке, отличавшемся от языка других людей. Этим людям, «говорящим на другом языке» — мохаукам, — Таронхайавагон дал табак, кабачки, пшеницу и бобы, а также собак, чтобы им было легче охотиться. Он научил их, как стать великими земледельцами и охотниками. Потом он ушел, уводя с собой маленькую девочку.

Затем он отделил еще несколько семейств и отвел их в прекрасную долину. Он назвал их «нехавретаго» — «люди высоких деревьев», поскольку их новую родину окружали густые леса. Они тоже стали говорить на своем языке и образовали племя онеида.

Потом, снова взяв за руку маленькую девочку, Таронхайавагон отвел несколько семейств к великой горе Онондага, в честь которой и было названо это новое племя. Они тоже стали говорить на своем языке.

Затем Таронхайавагон отделил еще несколько семейств и, взяв за руку очередную маленькую девочку, отвел людей к озеру Гойога; этот народ получил икя кайюгов.

Оставалось еще несколько семейств. Таронхайавагон взял за руку маленькую девочку и отвел эти семьи к еще одной горе — Канандайгуа. Это место стало родиной для племени, которое он назвал техоненоуентами, — племени сенеков. Имя их означает «хранители двери», ибо они стали стражами пяти народов.

Почему Таронхайавагон, создавая эти народы, всякий раз брал за руку маленькую девочку? В обществе ирокезов господствует матриархат, при котором особо почитаются пожилые женщины. Когда эти девочки выросли, они стали во главе своих народов. Род и наследственность у ирокезов прослеживаются по материнской линии.

Некоторые люди покинули земли Пяти Народов и отправились далеко на запад, к реке Миссисипи, откуда они уже никогда не вернулись. Отделенные от них великой рекой, люди Пяти Народов больше никогда их не видели. Но Пять Народов, оставшиеся в своих землях, процветали.

Таронхайавагон преподнес каждому из Пяти Народов особый дар. Людям онондага он дал знание всеобщих законов и способность понимать великого Творца. Онеидам было даровано искусство плетения корзин и изготовления оружия. Мохауки получили охотничье искусство. Таронхайавагон поселился среди людей онондага, приняв имя Гайавата.

В законах Вселенной сказано, что на каждую радость приходится свое горе, на каждую тьму — свет, на каждую смерть — жизнь. Хотя Пять Народов жили в мире, Дикие Люди (племена алгонкинов) приходили и нападали на них с северо-запада, из области Великих Озер. Эти люди не достигли такой цивилизации, как Пять Народов, и представляли собой угрозу для всех народов Таронхайавагона.

Итак, Пять Народов объединились, чтобы защититься от врага. Три дня они ожидали, чтобы Гайавата пришел к ним и возглавил их. На четвертый день он появился в волшебном березовом каноэ вместе со своей дочерью Мнигагой (Миннигага у Лонгфелло), которую ему родила жена из племени онондагов. Гайавата встретился с вождями Пяти Народов, приветствовал их как братьев и говорил с каждым на его языке.

С небес раздался сильный шум, похожий на гул воды и гром. Из облаков появилась Великая Таинственная Птица Небес, унесшая дочь Гайаваты. Гайавата возложил руку ей на голову, благословив ее, прежде чем отдать ее Великой Таинственной Птице. Он так опечалился разлукой с дочерью, что целых три дня просидел в безмолвной скорби и раздумьях, завернувшись в шкуру леопарда. Гайавата никогда не объяснял людям смысл этой тайны, но многие старики утверждают, что девочку отдали Богу в обмен на мир.

Когда время скорби окончилось, Гайавата очистился в водах озера и созвал вождей Пяти Народов. Он сказал, что отныне Пять Народов должны стать единым народом. Отныне и впредь они должны действовать согласно. Гибель одного из народов повлечет за собой гибель всех остальных, а победа одного из них будет означать победу всех. Гайавата повелел людям избрать мудрейшую из женщин, чтобы она управляла ими.

Онондаги должны были стать воинами среди ирокезов. Сенеки должны были говорить от лица всех Пяти Народов. Мудрые кайюги должны были стать хранителями рек, а мохаукам предстояло возделывать землю и охотиться.

Потом Гайавата сел в волшебное березовое каноэ и уплыл в небо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *