Обряды, обычаи, поверья, мифы, предрассудки        10 января 2019        5         Комментарии к записи Герои первобытной культуры отключены

Герои первобытной культуры

В золотых россыпях мирового фольклора хранятся зачатки философии, науки, искусства. А. М. Горький писал, что словом «фольклор» наименована вся совокупность знаний народа, извлеченных из его трудового опыта, знаний, накопленных долговечной работой пастухов, звероловов, пахарей, кузнецов, гончаров, пчеловодов, рыбаков, охотников и прочих древних основоположников культуры. Эти знания были художественно олицетворены в образах «культурных героев». Так ученые назвали мифологических и сказочных основоположников первобытной культуры.

Сказания о них воплощали первые успехи и достижения людей в труде, в их сражении со стихией, объясняли происхождение тех или иных предметов. Первобытное общество увековечивало свои трудовые опыты, создавая образы героев-тружеников, мастеров. Они похищали огонь, семена злаков, воду у диких животных, злобных духов-людоедов, колдуний, обучали приемам охоты, рыболовства, земледелия, скотоводства, очищали землю от чудовищ, устанавливали правила морали, обряды и обычаи.

Герои первобытной культуры

Древнейший предок Прометея. Изображение «культурного героя».

Нет ни одного племени, у которого не было бы записано рассказа об их «культурном герое» первопредке. Он часто действует в паре со своим братом-близнецом — соперником. Североамериканские индейцы рассказывают сказки о «культурных героях» Вороне, Норке, Койоте (луговом волке), Черепахе и так далее. Так, например, алгонкины говорят, что Манабозо — Великий Заяц принес в дар людям огонь, который похитил у солнца, изгнал злых духов, научил их ремеслам и искусствам, выучил их лечить больных и рисовать письмо.

Герои первобытной культуры

Минабозо на черепахе. Рисунок индейца. XIX в.

В Полинезии известны сказки о Мауи — человеке, принимавшем образ птицы. Он добыл огонь, изобрел копье и рыболовный крючок, построил лодку, привел к людям собаку, смеялся над богами и пытался победить смерть.

Однажды солнце слишком быстро бежало по небу. Мауи сказал своим братьям: «Давайте закинем на солнце сеть, поймаем его и заставим двигаться по небу медленнее. Пусть у человека дни станут длиннее, тогда ему будет легче добывать пищу». Мауи растянул сеть, и голова солнца попала в ловушку. Он отпустил солнце на свободу лишь после того, как договорился, что оно теперь будет двигаться помедленнее.

На Гавайских островах рассказывают: люди раньше употребляли сырую пищу. У них не было огня, чтобы варить еду.

Мауи отправился к курам, чтобы достать у них огонь, но они не дали ему огня. Мауи подкараулил курочку, когда она разжигала огонь, чтобы печь бананы, и похитил его. Заметив Мауи, курочка испугалась и обожглась. С той поры гребешки у кур стали красного цвета.

Советские этнографы В. Г. Богораз-Тан и С. А. Токарев, фольклористы В. Я. Пропп и Е. М. Мелетинский доказали, что одни рассказы различных племен и народов о «культурном герое» ближе к мифу о Прометее, другие далеки от него. Так, например, у эстонцев есть песни о богатыре-великане Калевипоэге, борце с нечистой силой, с притеснителями народных масс. Прикованный к вратам ада, он сторожит злого духа, чтобы тот не вышел оттуда. Во многих шведско-норвежских сказаниях огонь олицетворен в образе хитроумного великана Локи, врага богов. Локи участвует в сотворении людей, изобретает для них рыболовные сети. Он враждует с богами, обличает их пороки, сражается с богом Хеймдаллем. Боги ловят Локи и приковывают его к горе. Они помещают перед лицом великана змею, которая причиняет ему страшные мучения своим ядом.

Фантастические рассказы о «культурном герое» не содержали ничего устрашающего. Они ближе к сказке, чем к мифу. Главный подвиг такого героя — похищение огня. Это объясняется тем, что племена, не имевшие его, обычно крали его у соседнего племени. Вначале никакого обожествления и поклонения огню не было. «Культурному герою» не молились и не приносили жертв. Эти фольклорные образы возникли раньше появления веры в богов. Впоследствии колдуны и жрецы использовали фольклорные образы героев для создания различных мифов о духах, первопредках и богах.

Выдающийся знаток фольклора писатель А. Н. Толстой отметил, что правящий класс экспроприировал у народа его героев, превращал их в сыновей царей, в полубогов, ставил в центр религиозных культов, служивших орудием порабощения. По древнеегипетским мифам, Осирис, четвертый царь из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, научил людей сеять ячмень, разводить виноградники, строить города, добывать медную и золотую руду, лечить болезни.

Древний историк Филон Библский приводит список финикийских героев, научивших людей сооружать дома, изготовлять серпы и копья, строить судна, чертить буквы и так далее. У китайцев известны мифы о Суйтэне, принесшем людям огонь, о Фуси, показавшем, как сети плести и поймать в них рыбу, о Нюйве, его сестре имеющей тело змеи, построившей первую плотину, о Нэньнуне с бычьей головой, обучившем возделывать землю и познакомившим с целебными травы. Некоторых из таких мифологических персонажей стали впоследствии почитать как императоров.