Производство керамики        27 июня 2012        85         0

Глазурованные и неглазурованные керамические сосуды

Индия

Высоко развитые навыки выработки художественных глазурованных и неглазурованных керамических сосудов принесли в Индию мусульманские ремесленники. У мусульман нет запрета на пользование керамической посудой, поэтому в их среде такие сосуды всегда находили спрос.

В деревнях, по традиции, кумхары продолжали (и продолжают) изготовлять неглазурованные сосуды, тогда как городские гончары-кашигары усвоили, вне зависимости от своей конфессиональной принадлежности, «мусульманский» стиль изготовления глазурованной ярко окрашенной и богато орнаментированной посуды.

Основной цвет тех и других сосудов зависит от окраски глиняного теста, которая в Индии варьируется очень широко. Есть белая, желтая, голубая, коричневая и черная глины; к тому же особые температурные режимы обжига меняют их цвет в соответствии с художественным замыслом гончара; разные добавочные оттенки вносятся также путем введения в тесто различных примесей или, как уже упоминалось, путем добавки особых веществ в топливо, употребляемое для обжига.

Так, в Индии издавна для получения глубокого черного цвета и блеска неглазурованного сосуда его поверхность натирают перед обжигом смесью каби, состоящей из перетертых в порошок бобов, порошка из коры манго и карбоната натрия, а для обжига помещают в закрытую печь, добавляя в топливо сырую солому, масличный жмых и коровий навоз, что дает густой дым с обильным содержанием сажи.

Гончары-мусульмане ввели в обиход метод орнаментирования черных сосудов серебряной проволокой, вдавливаемой в стенки до обжига. Эти сосуды чрезвычайно похожи на металлические изделия стиля бидри.

Для того чтобы добиться эффекта лакированной поверхности, индийские гончары издревле использовали не только метод натирания и лощения изделий при помощи самых разных органических веществ, в том числе всевозможных смол и растительных масел, но и покрывали их амальгамами разных составов (например, смесью олова и ртути; иногда такими амальгамами наносился только узор). Эта техника, применяющаяся и сейчас, позволяет получать вещи, имеющие вид металлических; однако «мусульманские» изделия, инкрустированные металлом, равно как и глазурованные, отличаются от таких традиционных предметов.

Глазурованные изделия очень многообразны по форме и назначению. Гончары изготовляют блюда, тарелки, чаши и чашки, сосуды для воды и вина и т. п. Делают также и декоративные изделия и цветные изразцы.

В разных местах сложились свои особые приемы выработки всех этих вещей, дающие знатоку возможность определить место их изготовления.

Например, на северо-западе изделие из красноватой глины покрывают слоем меловой земли и заливают глазурью из окиси свинца. Если требуется украсить вещь орнаментом, его наносят до обжига раствором марганцовокислого калия и окисями меди. Так на светлом фоне образуется рисунок в розовых и зеленых тонах. Серебристый отлив самого глазурного состава придает всему изделию особый колорит.

В Дели и Джайпуре вместо глиняного теста часто применяют собираемый вокруг этих городов полевой шпат, смешанный с крахмалом или смолой. Эти изделия, называемые «камчини», делают не на гончарном круге, а методом ручной лепки. Орнамент, как правило, наносится голубой или синей краской из окиси кобальта или, реже, зеленой из окиси меди. Рисунок обычно представляет собой мелкий растительный и геометрический узор, в который иногда вводятся изображения животных и стилизованные надписи куфическим письмом.

В некоторых местах мастера покупают готовые необожженные изделия или плитки из хорошей белой глины и занимаются только их росписью, глазуровкой и обжигом. Так делаются, например, знаменитые изразцы для облицовки стен культовых и светских зданий. Глазурованными окрашенными сосудами из белой глины славится, в частности, Гвалияр в штате Мадхья-Прадеш.

Глазурный состав изготовляется из равных частей карбоната свинца и стекла, составляющих вместе три четверти состава, и четвертой части смолы, смешанной с водой. По этому покрытию наносят узор из мелко истолченного лазурита, смешанного с водой (для получения более темного цвета наносят толстый слой, для светлого — тонкий),- если нужен синий цвет, или из опилок кальцинированной меди — если нужен зеленый. Снова расписанную вещь покрывают слоем глазури, сушат и обжигают.

В некоторых областях делают выпуклые окрашенные узоры, формуя их в процессе подготовки сырого изделия, а затем окрашивая при помощи кистей перед покрытием глазурным составом.

Голубая керамика, секрет производства которой был принесен в Индию в XIV в. из Ирана, широко производилась вплоть до конца правления Великих Моголов. В дальнейшем главными покровителями ремесленников, создававших эти изделия, стали правители Джайпура. С 1866 г. в Джайпуре существует Школа искусств, в которой разработаны особые рецепты керамического теста, глазури и красок, применяемые и до сих пор. Глазурь делается на основе кварца с добавкой истертого в порошок стекла, буры, смолы и ряда других веществ. Роспись производится по первому слою глазури до обжига, после чего наносится еще один слой глазури из смеси стекла, буры, киновари и пшеничной муки. После обжига в печах при высокой температуре изделия не вынимают в течение трех дней, пока они полностью не остынут (чтобы избежать резкой смены температур).

В XX в. наступил упадок, приведший к почти полному исчезновению этого ремесла, и его возрождение началось лишь в 1963 г. под руководством Всеиндийского управления по делам художественных ремесел. Для окраски изделий и подцветки глазури используются окиси кобальта, меди и хрома, дающие соответственно ярко-синий или голубой и зеленые цвета. Сейчас в Джайпуре работает уже более 100 мастеров, все время расширяющих ассортимент своих изделий.

Заслуживают особого упоминания своеобразные керамические термосы для хранения холодной воды, которые особенно широко изготовляют в Раджастхане. Они состоят из двух сосудов, помещенных один в другой так, что между их стенками остается пустота. Внутренний сосуд делают из пористой глины, и испаряющаяся вода охлаждает его стенки. Внешний сосуд покрыт снаружи подглазурной росписью. Горлышки обоих сосудов соединены перемычками, что обеспечивает «продувание» пустого пространства между стенками сосудов. Такие сосуды часто имеют форму сплюснутой с боков фляги, что удобно для использования их в дороге.

Глазурные составы или, точнее, составы, изделия из которых после обжига приобретали блестящую поверхность, были известны еще в эпоху Хараппы, но они не применялись для покрытия керамических вещей. Издревле изготовлялись, например, фаянсовые изделия — в раскопках повсеместно обнаруживаются осколки фаянсовых сосудов и много фаянсовых бус. Для этого производства использовалась (и продолжает использоваться вплоть до нашего времени) тонкая глина, которую смешивали с истолченным и растертым в мелкий порошок стеклянным песком с добавками ряда минералов, в том числе и окрашивающих.

Фаянсовые бусы, украшенные как бы протекающими из глубины струями краски, гончары изготовляют во многих местах страны и в наше время, воспроизводя до полной неразличимости и вид и форму бус эпохи Хараппы. И это, опять же, не подделка под старину, а наглядный образец, иллюстрирующий, как и многие другие изделия индийского художественного ремесла, процесс непрерывного развития или, точнее, сохранения древнейших традиций производства, передававшихся столетиями от поколения к поколению.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *