Техника живописи и скульптурные приемы        17 декабря 2012        157         0

Граффити надписи на сосудах

Помимо надписей, на канфарах известно еще два граффити надписи на фрагментах черно-лаковых сосудов на раскопок 1867-1868 гг. на горе Митридат.

Оба сосуда, которым принадлежат эти фрагменты, аттической глины, покрыты зеркальным лаком густого черного цвета. Буквы надписей у обоих глубоко врезаны в глину.

Первый из них представляет собой часть стенки с сохранившимся краем от большого и глубокого открытого сосуда, по-видимому, большого скифоса. Высота букв 0,81,3 см. Начальная часть надписи утрачена. В эпиграфических памятниках Боспора нет упоминаний о почитании каких-либо иных божеств с эпитетом Сотера, кроме Зевса. Между тем, как увидим ниже, почитание Зевса Сотера, кроме граффити на сосудах, засвидетельствовано еще несколькими лапидарными надписями.

Второй фрагмент представляет собой венчик с частью шейки небольшого одноручного кувшина — ольпы.

Граффити надписи на сосудах

Устье диаметром 4,8 см, с утолщением книзу, напоминающее по своему профилю венчик мирмекийского канфара. Высота венчика около 2,5 см. Надпись помещена на венчике на 0,2-0,3 см ниже края и вырезана довольно неискусно. Высота букв 0,3-0,7 см. Имя третьего божества дано в сокращении: начертаны только первые четыре буквы. Предполагают, что дописать полностью наименование божества помешала ручка сосуда. С этим согласиться трудно: между £ и ручкой остается место еще для трех букв; кроме того, первая буква надписи начертана на довольно значительном расстоянии от ручки; и, наконец, буквы могли быть помещены и над ручкой. Сосуд вместе с налитым в него вином был, посвящен божествам, имена которых перечислены в надписи.

Многие датируют оба граффити надписи по характеру письма концом V в. до н. э. С этим также согласиться нельзя: прежде всего форма букв надписи на скифосе не содержит никаких признаков, заставляющих относить ее к такому раннему времени. С гораздо большим основанием ее следует отнести к IV в. Надпись на венчике ольпы (начертание ее передано не вполне точно) также по форме букв скорее должна быть отнесена к IV в., чем к V в. Не препятствует этой датировке и ионийская форма, так как ионизмы в надписях Боспора IV в. встречаются достаточно часто. Наконец, решающим критерием для датировки надписи на венчике ольпы является сама форма венчика сосуда, которая, по мнению некоторых, не позволяет отнести его ко времени более раннему, чем IV в. до н. э.

В отличие от надписей на канфарах из Гермонассы и Мирмекия надписи на сосудах из Пантикапея вырезаны гораздо менее тщательно и искусно. Особенно это относится к надписи на венчике ольпы. По-видимому, вырезаны эти надписи не профессионалом, а самими владельцами сосудов, которые сочли нужным посвятить их для возлияний упомянутым в надписях божествам.

По поводу сочетания в надписи на ольпе имени Зевса Сотера с Гермесом и Добрым Демоном интересно вспомнить свидетельство Фотия, что обряд питья (вина) за Гермеса тот же, как за Доброго Демона и Зевса Сотера.

Из отрывка Афинея видно, что среди участников симпосия могли выдвигаться различные пожелания, кому посвятить первый кратер. Голоса разделились: собеседники, цитируя отрывки из комиков, высказывались и за Доброго Демона, и за Зевса Сотера, и за Гигиею. То обстоятельство, что Зевс Сотер на ольпе из Пантикапея назван первым, свидетельствует, видимо, о том, что на Боспоре было принято посвящать ему первое возлияние, как спасителю и защитнику от опасностей и несчастий.

Обращение к Гермесу, видимо, означало надежду на то, что божество это будет содействовать удаче в деловой жизни. Что же касается Доброго Демона, то под ним подразумевался либо личный гений-покровитель, которого, согласно представлениям эллинов, имел каждый человек, либо, скорее, сам бог Дионис, призывая которого эллины пили за обедом цельное вино, а остальное, уже смешанное, выпивалось за симпосием после обеда, причем первый кубок посвящался Зевсу Сотеру.

Между тем граффито на венчике ольпы из Пантикапея, содержащее имена трех божеств, свидетельствует, по-видимому, что в соответствии с цитированным свидетельством Фотия возлияния в честь названных трех божеств совершались по одному обряду, и если Доброму Демону посвящался кубок цельного вина, то ему воздавалась та же честь, как Зевсу Сотеру и Гермесу, причем пантикапейцы отводили Доброму Демону третье место.

Приведенные здесь граффити надписи на сосудах, где имена божеств даны в форме родительного падежа, свидетельствуют, что сосуды эти рассматривались не как посвящение, а как принадлежащая данному божеству собственность и в качестве таковой считались священными. Такие сосуды, естественно могли употребляться только в обрядах, связанных с почитанием данного божества.

Граффити надписи на сосудах, принадлежавших в данном случае Зевсу Сотеру, служат отражением издревле существовавшего у эллинов обычая, восходящего еще ко временам Троянской войны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *