Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Гробничная архитектура

К моменту окончательного слияния Верхнего и Нижнего Египта окончательно исчезают следы несомненной связи Египта с культурами Месопотамии. Последние раскопки в полосе пирамид (от Абу-Роаш на севере, до входа в Фаюм на юге) показали, что уже ко времени третьей династии относится первый, блестящий расцвет искусства Древнего царства. Найденный в Абидосе браслет из чередующихся золотых и голубых (стеклянный сплав) звеньев, принадлежавший некогда одной из цариц 1-й династии, дает чередование фигурок сокола, священной птицы бога солнца, Гора. Если на одних звеньях сокол имеет еще форму, совершенно схожую с соколом на палетке Нармера, то на других он вместо архаической, приземистой формы получает обычную, гордую осанку классического периода.

Вторая династия в гробничной архитектуре начинает широко применять прямоугольно тесаный камень и умеет уже выкладывать из кирпичей настоящий свод. Все определеннее чередование выступов и ниш, как декоративного мотива, заменяется в архитектуре гладкой стеной.

Следующий за этим шаг — употребление гладкой поверхности стены для нанесения на нее рельефов, росписей и надписей.

Третья династия переносит столицу в Мемфис, город бога Птаха, и полагаем, что не спроста Птах становится покровителем ремесленников и художников: отсюда с севера пошло, вероятно, употребление гончарного круга, сверла и т. п. и к эпохе 3-ей династии, относится взлет египетского искусства, да вообще и всей культуры в самом широком смысле этого слова.

Напомним, что Имхотеп, в позднем Египте почитавшийся, как сын Птаха, бог писцов и врачей, существовал на деле, но не в качестве бога, а в качестве архитектора царя третьей династии Джосера; последние раскопки обнаружили надписи с его именем и биографическими сведениями.

В гробничной архитектуре продолжается развитие надземной чисти. Широкое, прямоугольное основание стены, образующее наклон кверху, плоская крыша, — характерные черты мастабы (этим словом, означающим «скамьи», называли арабы эти постройки позже.

На восточной стороне обычно устраивалась ниша, в которой ставилась статуя покойного и жертвенник. Углубляясь, ниша заполняла собою внутренность мастабы, образуя залу, в которой вход приходился на восточной стороне, лицом к Нилу, а на западной стороне, прямо против входа, помещалось рельефное или скульптурное изображение покойного. Подземная часть не так обширна, как было в Эпоху 1-ой династии. Труп лежит еще в скорченном положении на боку, но уже в деревянном или каменном гробу, имеющем форму дома.

Из формы мастабы естественным развитием возникла пирамида. История третьей династии связана с ростом царской власти. Все силы бросаются на возвышение фараонов, уже при жизни бывших земным воплощением бога солнца. Царские мастабы должны были величиной превосходить мастабы их приближенных. Прямоугольное основание разростается, но вытянуть мастабу чересчур вверх оказывается на первых порах трудно, — стены осыпаются. Выход был найден тем путем, что на первую мастабу ставят вторую и т. д., пока не получается форма так наз. «ступенчатой пирамиды» (пирамида Джосера в Саккара).

Гробничная архитектура

Ступенчатая пирамида.

Достигнута монументальность и грандиозность с сохранением наибольшей устойчивости и прочности, рассчитанной на вечность. Следующий шаг — попытка фараона Снефру дать в своей пирамиде в Meдуме квадратное основание и высокие гладкие стены с сохранением наклона. Пирамида осталась незаконченной, и в Дашуре мы имеем еще одну попытку создания новой формы, — пирамида уже не имеет ступеней, но образует на середине высоты ребро, так как нижняя и верхняя части ее построены под разным углом наклона.

Пирамиды царей 4-ой династии в Гизе, хорошо всем знакомые, приобретают уже свою классическую форму огромных геометрических тел, нагроможденных над небольшими погребальными склепами.

Немецким ученым Борхардтом были исследованы пирамиды царей 5-ой династии в Абусире. Аналогично большим Гизехским пирамидам, они были тесно связаны с самой долиной реки, где находилась резиденция царей. Здесь, на берегу реки, устраивалось нечто вроде портала, небольшого сооружения с плоской крышей и наклонными стенами, ставшими характерными для Египта. В колонной зале портала собирались провожатые покойника, чтобы следовать далее по крытому коридору, освещенному отдушинами в крыше и подымавшемуся постепенно на высокое плато пустыни. Далее шествие вступало в расширяющееся колено коридора, а из него в залу, открытую сверху в центральной части, потолок которой, расписанный звездами, покоился на колоннах в форме пальмовых стволов, увенчанных кроной листьев. Царь, земное воплощение солнца, закатывался, подобно ему, на западе, с его заходом в долине наступала ночь, и зала заупокойного храма символически изображала зеленеющую долину Нила, с ее пальмовыми рощами, и ночное небо над нею. В широкое отверстие в потолке днем и ночью видна была верхушка пирамиды, может быть, обшитая гладко-полированным листом «джама», т. е. сплава золота с серебром, отражавшая лучи солнца днем, а ночью — луну и звезды. За этой залой, которую мы называем греческим словом «ипостильной», открывался ход в помещение, куда имели доступ только служащие в заупокойном храме. Вход в пирамиду находился в северной части, и после внесения саркофага склеп плотно замуровывался. Характерной чертой этих огромных построек является их вытянутость по оси и принцип деления храма на три части — особенности, сохраненные египетской архитектурой до последних времен. Шествие группируется в помещении у реки и, пройдя длинный коридор, по прямой оси соединяющий портал с собственно храмом, вступает в ипостильную залу; от нее, по прямой оси и к ней и порталу, находится святая святых, невидимая профанам, символически обозначенная сияющей верхушкой пирамиды.

Отметим еще и для этой эпохи некоторые черты сходства с Месопотамией: ступенчатые пирамиды чрезвычайно напоминают зиккураты, храмовые башни, о которых речь будет ниже, также как бирюзово-зеленая облицовка дверной рамы в пирамиде Саккара, сделанная из глазурованных кирпичей, напоминает глазурованные, цветные кирпичи Шумера и Вавилонии.

Отступления от основного плана бывали там, где они диктовались условиями места, напр., коридор приходилось иногда отклонять от прямой оси, но существеннейших сторон плана это не нарушало. Внутренние части заупокойного храма блистали яркой красочностью. Изображались рельефом сцены общения царя с богами, принесение добычи (медведи и масло с Ливана и из Палестины), приведение пленных. Напомним, что все египетские рельефы были всегда многокрасочны.

Эпоха 5-ой династии чрезвычайно интересна с точки зрения историко-религиозной. С севера, из Дельты, проникает в долину Нила культ земного и растительного божества Осириса, ставшего также божеством загробного мира. И одновременно с культом Осириса, при 5-ой династии необычайное развитие получают солнечные культы, особенно культ гелиопольского бога Ра. Архитектурные памятники этой эпохи отразили ярко оба явления. Если погребальные камеры древнейших пирамид оставляют стены совершенно гладкими, то пирамиды конца 5 и 6-ой династии покрывают стены царской усыпальницы длинными списками так наз. «текстов пирамид», в которых ярко заметна, во-первых, попытка примирить и связать культ Осириса с культом Ра, а, во-вторых, объявить покойного царя, земное воплощение Гора при жизни, воплощением Осириса после смерти.

Любопытно, что к этой же эпохе относится развитие обелиска, как фетиша бога солнца. В Абусире был раскопан и реконструирован храм бога солнца, построенный царем Неусера.

Гробничная архитектура

Храм солнца в Абусире.

Так же как в заупокойных храмах, из долины, где находится портал, ведет крытый коридор на высокую террасу. Отсюда, через небольшую постройку с плоской крышей и покатыми стенами, являющуюся своего рода узлом сплошной ограды вокруг всего сооружения, молящийся проникал на обширный двор, посреди которого, на монументальном постаменте с характерными скатами и горизонтально срезанной вершиной, возвышался грандиозный фетиш солнца — обелиск, высокий прямоугольный каменный столб, расширяющийся книзу, увенчанный пирамидой, в древности, вероятно, обшитой листами драгоценного металла и отражавшей далеко сияние горячего южного солнца. И здесь мы видим ту же трех частность храма, которая была отмечена раньше, с той разницей, что предмет культа здесь не был скрыт от глаз посетителей, а, наоборот, был виден издалека. Рядом с этим сооружением, к югу, стояла гигантская ладья бога солнца, в которой он оплывает небо.

Внутренние помещения храма были также украшены рельефами. Отметим, что культ каменного столба известен всему Средиземноморью, и в данном отношении Египет не стоит особняком.