Техника живописи и скульптурные приемы        16 августа 2012        93         0

Гробницы вельмож фиванского двора

К общему кругу произведений официального искусства времени XI династии относятся также и памятники из гробниц вельмож фиванского двора — градоначальника Фив, везира, судьи Ипи, хранителя царской печати, начальника ткачей Ахтоя, хранителя печати, начальника царского дома Мекетра.

Эти гробницы лежат очень высоко, в вертикальных скалах Дейр эль-Бахри, тесным полукругом обступивших заупокойный царский храм. К ним вели довольно крутые подъемы, обрамленные кирпичными или каменными стенами, ворота которых находились внизу, у подножия города. Здесь же внизу, в огражденном дворе, позади ворот обычно строили небольшую молельню со статуей покойного, перед которой родные совершали жертвоприношения, не затрудняя себя подъемом на гору. Наверху перед гробницей иногда возводили портик, как, например, в гробнице Мекетра, где имеется портик с девятью восьмигранными колоннами, окрашенными под гранит. Вход в гробницу закрывала массивная деревянная дверь, за которой начинался длинный коридор. В конце коридора помещался зал с нишей для заупокойной статуи. Стены портика, коридоров и зала были украшены рельефами и росписями. Под залом в скале вырубалась шахта в погребальную камеру; стены облицовывали расписными плитами известняка. В стену над входом в гробницу часто вмазывалось несколько рядов глиняных конусов, основания которых с написанными на них именем и званием умершего образовывали карниз.

И сами гробницы, и найденные в них памятники являются характерными образцами творчества фиванской школы, постепенно достигавшей все более и более высокого качественного уровня как в круглой скульптуре (статуэтка Ахтоя, статуэтки «носительниц даров» из гробницы Мекетра), так и в рельефе (сцены охоты в пустыне из гробницы Ахтоя).

Очень существенно, что отмеченное различие между памятниками начала и конца XI династии наблюдается и на разбираемых произведениях. Не случайно именно из гробницы Мекетра, современника конца царствования Ментухотепа I и последующих фараонов, происходят те вещи, которые отличаются наиболее выработанным и развитым стилем. Подобно рельефам Ментухотепа-Санхкара из Джерти, статуэтки «носительниц даров» из гробницы Мекетра примыкают уже к искусству XII династии.

Следует, однако, отметить, что в XXI в. до н. э. в Фивах было еще недостаточно мастеров, обладавших надлежащим профессиональным уровнем, и наряду с хорошими работами встречаются слабые в художественном отношении произведения. Такого рода памятником является гробница хранителя гарема Джара, расположенная также в Дейр эль-Бахри. Вряд ли художник, расписывавший гробницу, когда-либо занимался непосредственным копированием знаменитых образцов древности; он совершенно не справляется с такими задачами, которые были разрешены задолго до него поколениями мастеров. Достаточно посмотреть на путаницу в рисунке ног пары быков в сцене пахоты или на искаженные фигуры женщин, занятых приготовлением пищи.

Гробницы вельмож фиванского двора
 Пахота. Роспись из гробницы Джара

А ведь рядом в той же долине в то же время были созданы рельефы храма Ментухотепа I и гробницы Ахтоя! Показательно, что совершенно разные по качеству произведения встречаются иногда в гробнице одного и того же лица. Так, росписи внутри саркофага царицы Ашаит очень грубы, в противоположность рельефам на внешних плоскостях, равно как грубы росписи на стенах гробницы Кемсит, по сравнению с рельефами на ее саркофаге. Образцами скульптуры невысокого художественного качества могут служить две статуи Мери, иконографически очень интересные, так как они воспроизводят разные образы одного и того же человека, как это было в Древнем царстве; недостаточным мастерством отмечена и скульптура Ихера, аналогичная одной из статуй Мери.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *