Техника живописи и скульптурные приемы        12 апреля 2013        50         0

Характер изобразительных форм

Человек эпохи верхнего палеолита, несомненно, был охотником, т. е. его быт представлял собой чистую форму зависимости от животного мира. Мы в праве этот палеолитический быт сближать с бытом современных охотничьих племен, воздерживаясь, конечно, от отождествления, помня все же, что подобие не есть равенство. Да мы увидим и по проявлениям в искусстве, что о равенстве речи быть не может.

Черты сходства в проявлениях изобразительной деятельности охотничьих племен как раз ведут нас к родству «по существу», т. к. обоснованием или почвой для этих явлений нам вырисовываются сходные системам хозяйства.

У эскимосов господствующей формой изобразительной деятельности является тонкая гравюра на кости.

1365769031_gravura_olenya

Мы видим, что изображение бегущего оленя на эскимосской табличке имеет некоторое сходство с палеолитическими изображениями; сходство это заключается в выражении движения, в общих пропорциях. Фигура этих животных не искажена в целях декоративного приспособления, и как в одном, так и в другом случае целью художника было воспроизвести «реального» оленя по непосредственным впечатлениям. Отличия также имеются налицо и относятся к манерам воспроизведения. Эскимосский олень — уже несколько схематичен, линии контура упрощены и выпрямлены, весь абрис сплошь условно заштрихован.

Эти выводы из частного примера мы можем распространить на соотношения эскимосских изображений животных и изображений эпохи палеолита вообще. Всегда мы встретим у эскимосов более или менее выраженный реализм в основе, при наличии упрощения и схематизации, как отдельных черт, так и всего целого.

Но если мы посмотрим на эскимосские гравюры в целом, то резкое их отличие от изобразительной концепции человека эпохи палеолита сразу же станет очевидным. В большинстве случаев мы будем иметь перед собой ряды изображений, связанных в композицию иллюстративного характера, несомненно, что художественная форма здесь находится в подчинении течению рассказа или какого-то события, идя, следовательно, в сторону сложения пиктографического письма.

Никаких аналогий в палеолите подобным композициям мы совершенно не знаем.

Взглянем теперь на изобразительное искусство народностей северо-востока Азии. Здесь мы видим гораздо больше аналогии. Чаще и даже значительно преобладают единичные изображения животных.

Любопытно отметить также, что, в то время как у эскимосов изображения делаются резьбой штрихами на плоских поверхностях, у чукчей и коряков преобладает скульптура в круглых, полных формах. Реализм этих воспроизведений чрезвычайно близок к Мадлэнскому: та же верность общих пропорций, те же приемы изображения движений, отсутствие условных схематизированных черт, то же понимание характера животного. Нельзя не отметить и того обстоятельства, что эскимосское искусство является более в сущности усложненным, представляя собой как бы последующую фазу в сравнении с искусством чукчей.

Характер изобразительных форм

Скульптурное изображение медведя (чукчи).

Характер изобразительных форм

Палеолитическое изображение медведя (гравировка).

Несколько иной характер изобразительных форм мы находим у австралийцев и бушменов. Здесь нет ни статуэток, ни мелкой гравюры, и основным видом искусства выступает живопись и гравировка — часто на поверхностях скал.

1365769384_strausОпять, если мы станем сопоставлять единичные изображения животных, то известные аналогии в чертах реализма выступят совершенно явственно, но в целом, особенно в искусстве бушменов, мы встречаемся с композицией, иногда довольно сложной, в палеолите весьма редкой, если не считать очень поздних палеолитических фресковых изображений в Испании.

В отдельных сюжетах живой реализм, несомненно, выступает и в рисунках бушменов.

На приводимом образце изображен один из страусов, испуганных приближающимся охотником.

Что составляет здесь отличие или, скорее, — развитие реалистической концепции палеолита — так это сложные композиции, группы изображений, связанных обобщающим моментом действия.

В живом творческом понимании реальных форм исполнено и изображение слона.

Характер изобразительных форм

Таким образом, в трактовке отдельных сюжетов у всей группы указанных народностей мы находим в основе в большей или меньшей степени те же черты «реального» понимания натуры и ее «реального» воспроизведения.

Это замечательное явление мы вправе поставить в ряд причинных зависимостей и допустить:

  1. что эти сходства свидетельствуют и о родстве интеллектуального уклада
  2. что родство интеллектуальное вытекает в данном случае из близких и даже тождественных факторов чисто бытового порядка, в основе которых во всяком примитивном быту мы можем ставить пищу и способы ее добывания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *