Путешествия и открытия        23 марта 2013        60         0

Характерные особенности Египта

В хронологическом порядке первое место среди культур классического Востока занимает, конечно, Египет, и это ясно становится из сравнения вышеприведенных хронологических таблиц. Полный расцвет Древнего царства падает на середину IV тысячелетия, т. е. на то время, когда Месопотамия представляла ряд отдельных враждующих между собою городов-государств. Поэтому в порядке нашего рассмотрения Египет должен, пока, также стоять на первом месте.

Один из лучших исследователей египетского искусства, берлинский египтолог Шефер, говорил, что в Египте, менее, чем где бы то ни было, возможно рассматривать искусство вне связи его с теми историческими, историко-культурными и, конечно, в первую очередь, с теми естественными условиями, в которых оно выросло. «Искусства для искусства» Египет не знает; искусство в Египте являлось, собственно говоря, во всем его объеме, тем, что мы привыкли называть термином «прикладное искусство»; оно всегда служило определенной, ясно поставленной цели, определенному назначению. Не случайно в росписях гробницы Рехмира (18-я династия) в одной и той же мастерской работают бок-о-бок сапожник, плотник, обтесывающий ножку стула, скульптор и ювелир.

Перед художником так же, как перед ремесленником, стояла всегда единая задача — сотворить, вызвать к жизни новую форму, и недаром покровителем всякого художника и ремесленника считался мемфисский бог Птах, по преданию сотворивший на гончарном станке весь видимый мир из куска глины. В Элефантине, на юге Египта, тот же акт создания человека на гончарном круге из куска глины приписывается местному божеству, баранье-головому Хнуму, но и в том и в другом случае важно отметить, как египтяне, давая религиозную санкцию ремеслу, одновременно теснейшим образом связывали его с работой художника. И наряду с этим художник, скульптор, носит по-египетски название «санх», что означает, приблизительно, «дающий жизнь».

Каковы естественные условия Египта?

На этот вопрос детально ответят различные пособия, — нам важно отметить для нашей цели лишь некоторые факты. Египет, занимая северо-восточный угол Африки, тем самым оказывается в юго-восточном углу Средиземного моря, гранича тесно с Азией. Тесная связь его с культурами Передней Азии была уже выяснена ранее, — отметим здесь только еще не менее тесную связь со всем Средиземноморьем.

Характерной особенностью Египта в исторические времена является его полное безлесье, — рощицы финиковых пальм и сикомор в счет не идут, ибо эти деревья поделочным материалом служили сравнительно мало, — их назначение давать плоды. Поэтому дерево очень рано стало предметом ввоза в Египет, и этой нуждой в лесе объясняются поездки египтян в Библ, на побережье Сиро-Финикии, там где, велись раскопки археологом Монте, обнаружившие египетский храм эпохи еще первых династий; кедр ливанский и кипарис — вот что заставляло египтян снаряжать сюда, в эту область, морские экспедиции, и чрезвычайно картинно описывает московский папирус, открытый нашим русским египтологом, В. С. Голенищевым, и переведенный и опубликованный им в 1899 г., злоключения некоего Уну-Амона, египетского посла эпохи упадка Египта (при Рамзесе XII, 1118-1090 г. До н. э.), тщетно пытавшегося добыть кедрового дерева для священной ладьи бога Амона Фиванского в том самом Библе, где прежде египтяне были хозяевами. Таким образом, дерево являлось дорогостоящим продуктом, доступным лишь богатым.

Чрезвычайно богат Египет, наоборот, камнем. От самой южной границы, от первых нильских порогов, течение мошной реки сопровождают горные цепи — Ливийская по западному берегу, Аравийская по восточному. Собственно говоря, это не горы в нашем смысле слова, а высокое плато пустыни, круто обрывающееся к плодородной долине. Горных вершин, в нашем смысле слова, глаз здесь не встречает, горизонтальная линия как бы обрезает уступы этих скал вверху, глубокие ущелья прорезывают резкими, вертикальными чертами их крутые обрывы. Это скрещение вертикалей и горизонталей становится чрезвычайно характерным для египетской архитектуры, характер окружающего ландшафта подчиняет себе художественную форму, навязывает ей чрезвычайную геометрическую простоту.

Горы Египта изобилуют всевозможными породами камня. Граниты разных цветов, диорит, отличный, необычайно твердый песчаник, красный и желтый, разные породы известняков, хрупких и мягких, или таких твердых, принимающих отличную полировку, как желтовато-белый сквозящий алебастр; в Аравийской пустыне, между Нилом и Красным морем — зеленые, черные, коричневые, серые кристаллические породы, и наряду с этим разнообразным и великолепным строительным материалом — большое разнообразие поделочного материала и полудрагоценного камня: зеленый амазонский камень (шпат), кровавик (железняк, гематит), цветные яшмы, гальки горного хрусталя, аметиста, цветного кварца, зеленый малахит, вместе с медными рудами и голубой бирюзой доставлявшийся еще задолго до первых династий в долину Нила, желто-красный сердолик, шедший, может быть, морем с Аравийского побережья, ляпис-лазули, месторождение которой, лежит в Бадахшанском округе (Афганистан) и которая наряду с малахитом являлась излюбленным драгоценным камнем Египта и ценилась дороже золота и серебра — как привозный продукт. Упомянем еще изумруд, добыча которого, кажется, еще во времена Птолемеев была велика. Золото и серебро, подобно меди, появляются чрезвычайно рано в египетских раскопках. Золото доставлялось из Нубии, серебро, вероятно, из Малой Азии, но, с Древнего царства начиная, оно становится чрезвычайно редким и ценится выше золота, вплоть до эпохи 18-й династии, когда походы фараонов снова ввели в круг Египта также и южное побережье Малой Азии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *