Архитектура        31 марта 2013        114         0

Храмовая архитектура Египта

Завоевательные походы, богатая дань вновь присоединяемых земель, развитие внешней торговли, участившиеся морские путешествия расширяют кругозор, обогащают жизнь впечатлениями, сведениями и материальными средствами. Египет становится первой мировой державой, древнейшей в мире «империей». Наряду с чисто-египетскими элементами, в обиход проникают переднеазиатские, хотя бы в форме новых музыкальных инструментов (арфы, лютни, двойная флейта, ударные инструменты в форме тамбурина, кастаньеты, впрочем, известные, может быть, и египетской доистории). В области изобразительного искусства также заметны новые черты, хотя по-прежнему консервативный египтянин не нарушает основных принципов художественного творчества.

Для храмовой архитектуры этой эпохи очень характерен храм в северной части Дер-эль-Бахари, рядом с заупокойным храмом Ментухотепов, выстроенный женщиной-фараоном, царицей Хатшепсут 18-ой дин. Художник сумел мастерски использовать, как фон своего сооружения, отвесные скалы нагорий пустыни, горизонтально срезанных вверху, прорезанных глубокими тенями вертикальных ущелий. Как в храме солнца Неусера или в заупокойном храме Ментухотепов, святая-святых и здесь расположена по прямой линии от берега Нила. Но в храме Неусера объект поклонения — фетиш солнца высился под открытым небом; в храме Ментухотепа центральное место занимает пирамида, окруженная террасами, пристройками Ментухотепа IV, под которой находится предмет поклонения — мумия покойного царя. В храме Хатшепсут святая святых небольших размеров врублена в скалу в самом конце длинного пути к ней от берега реки.

Храмовая архитектура Египта

Храм Хатшепсут.

Как и в помянутых двух святилищах Древнего и Среднего царства, и здесь от черты пахотной земли ведет аллея к вратам храмовых угодий, перед которыми были насажены рощи, так же как и первый двор был украшен зелеными насаждениями, пальмами и виноградниками. Отлогая рампа вела на первую террасу, украшенную в задней части галереей с прямоугольными колоннами (подобные мы знаем уже в храме Ментухотепов и в одной из гробниц Меира), обходящей и с северной стороны этой террасы. На террасу выходят святилища богини Хатор (статуя священной коровы этой богини была найдена здесь же в Дер-эль-Бахари, в небольшом сводчатом культовом помещении) и бога Анубиса. По отлогому подъему можно было подняться на вторую террасу, во всю ширину которой шла колоннада. Через узкие врата можно было попасть во внутренний двор, по правую сторону которого находилось культовое помещении бога Амона, в честь которого был выстроен этот храм, а по левую — помещение для заупокойного культа самой царицы, усыпальницу которой, очевидно, предполагалось устроить в тесных нишах, врубленных в скалу. Храм, хотя и оставшийся не вполне законченным, очень интересен рельефами. Мы видим царицу в общении с богами, верховный бог Амон, отец ее, посещает ее царицу-мать, корова богини вскармливает и пестует Хатшепсут. Рельефы второй террасы изображают подробности экспедиции, снаряженной царицей в страну благоуханий Пунт (Сомалийское побережье), откуда были вывезены для акклиматизации в Египте ладанные кусты. Чрезвычайно характерно для Египта эпохи Нового царства такое подчеркивание близости царя к богу. Царской власти сообщается религиозная санкция, и попутно царь берет на себя заботы о божестве государственного центра, т. е. иными словами о храмах его и жречестве, одной из главных опор фараонов эпохи Империи. В храме Дер-эль-Бахари по прямой линии от входа в храм лежала усыпальница царицы, правда, оставшаяся неиспользованной. Позже гробница отрывается от храма и теряется даже их связь путем расположения их по прямой линии друг от друга. Опасность ограбления заставляет царей 18-ой дин. перенести свои усыпальницы в пустынную «Долину царей», столь прославленную раскопками Карнарвона-Картера, вскрывшими здесь нетронутое погребение одного из последних царей 18-ой династии Тутанхамона. С Тутмоса I исчезает навсегда пирамида, как форма царского погребения, будучи, однако, сохранена для погребений частных лиц. Типичной формой царской усыпальницы является отныне помещение, состоящее из коридора, кладовой заупокойных даров, большого сравнительно помещения для саркофага и добавочной комнаты для наиболее ценных даров. Количество кладовых могло увеличиваться, коридоры могли растягиваться в длину, отделяясь друг от друга узкими проходами, помещения могли располагаться в разных направлениях, в зависимости от состава скалы, в которой они были врублены, но навсегда был сохранен принцип основной трех частности всего сооружения, наиболее типично выраженный в гробнице Рамсеса IV (20-ой дин.). Степы царских гробниц расписывались сценами религиозного содержания, особенно, относящимся к заупокойному культу к странствию солнца по загробному миру и к культу Осириса. Гробницы частных лиц, обычно в форме буквы Т, покрывались росписями по известковому штуку. Сюжеты, собственно, те же, что в росписях Среднего царства, и рельефах Древнего: полевые работы и скотоводство, ремесленные мастерские, охота в пустыне, ловля птицы и рыбы, пиры, приемы царем чужеземных данников, прием гостей и т. п. Появляется изображение погребения, отсутствующее в Древнем царстве. Характерно появление любви к ландшафту, очевидно, находившей удовлетворение не только в росписях, но и в попытках акклиматизации чужеземных растений и в устройстве зеленых насаждений в черте пустыни, вокруг некрополей. Новой чертой в росписях Нового царства является отступление от строгого канона изображения человеческой фигуры на плоскости.

Профильное положение, развертка фигуры со спины при профильном положении лица, закрывание лица падающими наперед прядями густых волос, наконец, чисто фасное изображение лица вполне допускаются для изображений служанок, певиц и танцовщиц в сценах пира.

Ярче всего новый вкус эпохи отразился на великолепной росписи одной фиванской гробницы. Сюжет нам отлично знаком по предыдущим периодам — покойный катается в зарослях папируса с семьей и бьет бумерангом птицу. В росписи не осталось и следа строгой четкости той же сцены рельефа Древнего царства и даже в более свободном рисунке стеблей папируса на росписи из Бени-Хассана. При полном сохранении плоскостности изображения сохранена необычайная живость всей группы, напоминающей несколько японскую цветную гравюру.

Храмовая архитектура Египта, оторвавшись от гробниц, развивается дальше в направлении, намеченном еще Древним царством. Заботы царей о возвеличении верховного божества политического центра, бога Амона, приводят к необычайному росту храмов. Всем известны, хотя бы по имени, Луксорский храм, выстроенный Аменхотепом III в Фивах, или фиванский же, колоссальный Карнакский храм (по имени деревушки, расположившейся в его развалинах).

Храмовая архитектура Египта

Луксорский храм.

  Храмовая архитектура Египта

Карнакский храм.

Но как бы велик ни был храм, в основе каждого из них лежит общий принцип — трех частность. От берега Нила к храму ведет обычно мощеная дорога, по сторонам которой расположены сфинксы или покоящиеся статуи овнов, священных животных Амона. Вход ограждается колоссальными пилонами, башнями с плоской крышей, широким прямоугольным основанием, наклонными внешними стенами, вверху образующими выступающий карниз с продольным желобом под ним (гальтель, по-немецки — Hohlkehle).

Колоссальные статуи царя, рельефы, изображающие его же, избивающим врагов, и высокие мачты с флажками украшают эти врата. За ними открывается: двор, иногда обнесенный колоннадой, затем следует полутемная зала, потолок которой поддерживается колоннами, т. наз. ипостильная зала, за ней идет святая святых, с небольшим ковчегом, где хранится статуя божества. Далее идут помещения ризницы и кладовых. Следует отметить, что храмы к долине были обращены узким фасадом; что святая святых в них помещалась по прямой линии от входа и что они были в принципе совершенно схожи с деревянными дворцами и домами и также были, вероятно, окружены водоемами и садами. От Среднего царства сохранился обычай при входе в храм сооружать высокие обелиски.

Особенной любовью к храмовому строительству отличались Рамессиды (19 и 20-ая дин.), кстати сказать, позволившие храмам накопить колоссальные земельные и денежные богатства путем дарений. Чудом строительного искусства эпохи 19-ой дин. является храм Рамсеса II в Абусимбеле, в Нубии, целиком врубленный в скалу и украшенный спереди колоссальными статуями царя.

 Храмовая архитектура Египта

Храм Рамсеса II в Абусимбеле.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *