Доисторические поселения        25 февраля 2012        61         0

Храмы – напоминания о прошлом

Тайны Чолулы

Находящаяся в штате Пуэбла большая пирамида г. Чолулы открыла нам все свои тайны. Над городом высится холм, на котором поставлена церковь, чье название в буквальном переводе звучит так: «Храм лекарств». В действительности же этот холм — пирамида, превращенная в возвышенность растительностью, эрозией и забвением. Стороны этой гигантской пирамиды равны пятистам метрам, а ее высота достигает шестидесятиметровой отметки. А что как она была самым большим сооружением в мире? И в самом деле, не она ли на протяжении веков являлась карьером, где добывался камень, из которого испанцы построили город Чолулу? Недавние раскопки, в ходе которых был прорыт восьмикилометровый тоннель в теле пирамиды, вскрыли внутри нее несколько более древних пирамид, «надетых» одна на другую. «Корни» этих сооружений дают возможность создать себе точное представление о том, как их строили.

Храмы – напоминания о прошлом

Руины Тахина. Мексика.

Любопытная «перестановка мест» цивилизаций

Храмы майя, самые древние, построены только из камня, то есть без участия плотников. Как правило, они состоят из трех — редко пяти — параллельных залов, точнее узких коридоров. Их своды сооружены хитроумным консольным методом, когда ряд камней накладывается на выступы нижних, а широкие плиты, соединив стены, смыкаются и образуют так называемый «свод майя». Он прочен, компактен и крепок, но не может быть большого диаметра.

Применение такой же техники мы обнаруживаем в «капителях» и «бори», встречающихся на юге Франции, от Керси до Прованса. Эти сооружения соответствуют строительной технологии значительно более древней (порядка IV — III тысячелетия до н. э.). Так что, если вам не посчастливилось полюбоваться «сводами майя» в Храмах Севера или в «Храме с надписями» (Паленке), то более доступные воклюзcкие капители, имеющиеся в окрестностях Боннье, вполне способны вас выручить.

Наиболее древние храмы майя, вероятно, относятся к VIII веку. Большинство их прекрасно сохранилось, как, например, Красный храм в Чичен-Ице; залы своих сводов еще не лишились. Сами же храмы по-прежнему украшены «крестериями», высокими ажурными галереями, венчающими кровли и придающими легкость и элегантность всем этим строениям. Более близкие к нашему времени археологические периоды, когда зародился «поздний стиль майя» (приблизительно X век), соответствуют ренессансу, наступившему с приходом завоевателей-тольтеков, народа могущественного и богатого.

По этой причине характер религиозных и гражданских зданий, равно как и храмов, изменился, а их размеры существенно увеличились, поскольку зодчие «майя-тольтекской школы» любили строить с размахом: толстым стенам с редкими проемами они предпочитали просторные и светлые залы с настланными полами и с выходом на террасы. Эти последние опирались на короткие каменные ригели, вместо которых вскоре стали использовать длинные деревянные балки. И еще. Горизонтальные деревянные крепи, способные перекрывать значительное пространство, пришли на смену сводам, венчавшим узкие коридоры.

Храм воинов и «большая площадь» Тысячи Колонн были построены с применением этой технологии. Увы, сырой климат уничтожил новомодные строения, и их деревянные перекрытия обрушились. Остались одни колонны-подпорки, сооруженные из оставленных друг на друга трехметровых каменных барабанов. Если все эти постройки сегодня имеют скорбный вид развалин, то храмы, возвышающиеся по другую сторону дороги, которая отделяет майя-тольтекскую зону от древней зоны майя, пребывают почти в первозданном виде… Старение древнего протекало здоровее, и оно устояло под ударами времени успешнее, нежели современное. Вот так, достаточно курьезно, совершилась «перестановка мест» двух цивилизаций майя: древняя держится стойко, а недавняя превратилась в жалкую руину.

Храмы – напоминания о прошлом

Храм. Чичен-Ица.

Секреты «зодческих забав» тольтеков

Над столицей тольтеков, Тулой, возвышается храм Тлауискаль-пантекутли, храм Утренней Звезды. Десятиметровую пирамиду, состоящую из пяти наложенных друг на друга объемов, несет на себе цоколь храма, украшенный четырьмя высокими колоннами, прозванными «Атлантами» и являющимися статуями Кецалькоатля, Утренней Звезды. Несколько других квадратных опор поддерживали кровлю. Построенный в X веке ансамбль был разрушен двести — триста лет спустя во время нашествия чичемеков. Каждый «Атлант» состоит из четырех частей, соединенных между собой с помощью шипов и пазов. Именно благодаря этому способу соединения, удалось во время последних реставрационных работ сложить найденные элементы.

Все четыре «Атланта» были поставлены на их первоначальную эспланаду, и теперь они снова возвышаются над обширной Тульской равниной. Эта технология, — как представляется, весьма оригинальная, — с использованием шипов, вставляющихся в специально для них вырезанные пазы, ставит перед археологами интригующий вопрос: была ли она изобретена тольтеками? А может, возникла раньше? Если да, то была ли она когда-нибудь завезена в Новый свет?

В нашем Старом свете имеется прекрасный пример древнего применения этой технологии: внушительные своими размерами «трилиты» («тройные камни) стоунхенджского Большого круга, состоящие из двух камней-подпорок с шипом в верхней части. Горизонтальный ригель, соединяющий их и являющийся третьим элементом «трилита», имеет на каждом конце по пазу, предназначенному для соответствующего шипа. Эта «каменная сборка» скорее всего не что иное, как воспроизведение древней европейской технологии деревянного строительства, созданной в III тысячелетии до н. э.

Храмы – напоминания о прошлом

«Атланты» храма в Туле. Мексика.

Поразительный технический подвиг! Каждый элемент весит 50 тонн, а ригель установлен на высоте восьми метров, то есть на уровне крыши трехэтажного дома! Позволительно задаться вопросом: а нет ли родства и преемственности между способами строительства, использованными в Стоунхендже и Туле? Пусть даже их разделяют три тысячи лет! Однако сама по себе эта проблема много сложнее. Чтобы ее прояснить, приведем несколько примеров. Желоба разделки (углубления, проделанные в трещинах монолитов), куда вбиваются деревянные клинья, которые, будучи намоченными, разрывают каменный блок, на европейском Западе известны уже три-четыре ысячелетия. Сборка с помощью ригелей, пазов и шипов применялась при создании мегалитических сооружений в Арморике, Каталонии, Андалузии и даже в Египте. Но также и в обеих Америках, например, в Мачу-Пикчу. Другой пример являют собой шипы, вытесанные на камнях для привязывания к ним веревок для транспортировки. Подобные выступы мы видим на бретонских мегалитах, но не менее часто они встречаются на циклопических стенах в Куско.

Известны также тяжелые статуи с затерявшегося в Тихом океане острова Пасхи, каждая из которых весит шестьдесят — восемьдесят тонн и имеет на голове так называемое «паукао», нечто похожее на тюрбан. Этот цилиндр из красного вулканического туфа достигает трех метров в высоту и двух с половиной метров в ширину и весит тридцать тонн. Каждая такая шапка снабжена большого диаметра шипом, вставляющимся в паз, вырезанный в темени головы. Что ж, наше воображение всегда и с готовностью подсказывает нам то один, то другой пример, способный оправдать любые смелые гипотезы, в том числе предположение о родстве технологий, использованных в Стоунхендже и Туле.

Храмы – напоминания о прошлом

 Голова в тюрбане. Скульптура. Мексика. Ксалапский музей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *