Обряды, обычаи, поверья, мифы, предрассудки        21 мая 2017        67         Комментарии к записи Игры, зрелища и праздники отключены

Игры, зрелища и праздники

Игры, зрелища и праздники

Известно, что сытые и нестарые животные часть своей энергии затрачивают на игры, являющиеся с одной стороны естественной потребностью организма, а с другой — средством тренировки, в целях борьбы за существование. Такое же значение имеет игра и для человека, содействуя развитию его физических и духовных сил. Играют и дети, и взрослые; детская игра является преимущественно подражанием, а игры взрослых имеют в виду получение какого-нибудь преимущества или признание своей мускульной или умственной силы и ловкости. Игра у человека по существу является не только разрядом его психофизической энергии, но и видоизменением той борьбы, которую человек ведет с природой, животными и другими людьми.

Игры, развивающие физическую силу и ловкость или являющиеся физическими, спортивными состязаниями, существовали и существуют во все время, у всех народов и на всех ступенях культуры. Некоторые из таких игр являются почти все общими: такова игра в мяч, известная всем народам, и ходули, которые мы встречаем и в Европе, и в Африке и в Полинезии. Много игр сводится к испытанию внимания и быстроты чувственных восприятий, а также к угадыванию. Спортивные состязания в борьбе, беге, метании диска и т. п. имели важную роль в общественной жизни древних греков; победитель на Олимпийских играх прославлял не только себя, но свой род и свое отечество. Самый род игр зависит от образа жизни и традиций народа. Так, японцы и монголы очень любят состязания в борьбе, у кочевников больше всего ценятся конские скачки, у полинезийцев водяной спорт (плаванье, лодочные гонки, спускание в челноке с водопада и т. п.), у русских в старину процветали кулачные бои, соответствующие английскому боксу. У всех современных культурных народов игры и спорт во всех видах теперь превратились, на основе науки, из забавы в ценное орудие физического и духовного воспитания человечества.

Игры, являющиеся состязанием внимания и умственной силы, появляются и распространяются на высших ступенях культуры. По преимуществу умственной игрой являются шахматы, которые были известны в Индии уже за 1500 л. до P. X. Но мнению одних ученых, шахматы появились сперва в Индии, по мнению других — в Египте, откуда проникли в Персию, Индию и Китай. Шахматы как бы воспроизводят войну: шахматист выбирает позицию, располагает силы, должен предусматривать и разрушать хитрости противника. Разновидностью шахматной игры являются шашки, известные в Европе за много веков до новой эры и из Европы, широко распространившиеся по всем странам.

Азарт в игре, по-видимому, явление общечеловеческое и нередко превращает игру в непреодолимую и опасную страсть, что наблюдается на всех ступенях культуры. У первобытных народов игры всегда бывают с закладом или ставкой. Так, у полинезийцев проигравший всегда угощает выигравшего. Зрители игры нередко ставят заклад за того или другого из игроков. Американские индейцы играют в свои немудреные игры (напр., угадывание спрятанных цветных палочек, игра деревяшками, вроде нашей орлянки и т. п.) с таким азартом, что проигрывают все свое имущество и даже жен и детей. С таким же азартом и страстью играют негры.

Общим признаком всех азартных игр является элемент удачи, случайности. Этих игр у культурных народов придумано множество, причем некоторые из них встречаются и на низших ступенях культуры или существуют очень давно. Игра в кости существовала в доисторической Европе и с незапамятных времен в Китае, видоизменение игры в кости — лото давно известно китайцам и японцам. Рулетка процветала в XVIII в. у эскимосов, известна была с. американским индейцам и китайцам.

Самая распространенная теперь азартная игра — карты у народов низшей культуры не встречается и является игрой сравнительно позднего происхождения, хотя имеющей уже довольно почтенную давность. Место и время изобретения карт не установлено. Полагают, что они появились в Китае в XII в. новой эры, где вскоре получили широкое распространение. У других восточных народов существовали похожие на карты игры. Первое документальное известие о картах в Европе появилось в конце XIV в. в Италии, и там же началась выделка игральных карт. В XV в. во Франции установился существующий тип карт, а именно четыре масти, изображающие главные предметы рыцарского обихода — меч (трефы), копье (пики), знамя (бубны) и щит (черви). В России карты появились в XVII в., вероятно из Украины. На первых порах игроков жестоко наказывали: по «Уложению» 1649 г., их били кнутом, рубили им руки и пальцы. При Петре I картежников из «подлых людей» карали тюрьмой и батогами, а остальных денежным штрафом; с течением времени кары смягчились, и продажа карт стала источником правительственного дохода.

Видную роль в жизни всех, даже самых отсталых в культурном отношении народов, играют публичные зрелища и праздники, общественные и домашние. Для этнографа они представляют большой интерес, так как ярко характеризуют быт и культурный уровень народов. Социальное значение общественных зрелищ и праздников, объединяющих массы людей и оказывающих соответствующее воздействие на их психику, очень велико и давно оценено как представителями религиозного культа, так и правящими классами. Все правительства, особенно деспотические, проявляют в устройстве общественных зрелищ и увеселений большую заботливость и осторожность, вникая во все детали, подлаживаясь к вкусам и настроению народной массы и стараясь привлечь ее на свою сторону. «Хлеба и зрелищ» (Panem et circenses)! — к этому крику римской черни всегда прислушивались римские императоры — деспоты и всегда старались удовлетворить это требование в первую очередь.

У всех народов публичные зрелища и увеселения сводятся к пению, музыке, пляске, спортивным состязаниям, представлениям акробатов и фокусников, показыванию зверей, борьбе людей с животными и животных между собою, наконец — к различным церемониям и процессиям, связанным с религиозным культом, политическими событиями и традиционными обычаями. Так напр., в Индии, Китае и Японии видные места занимают представления акробатов и фокусников, у англичан и англо-американцев и малайцев петушиные бои привлекают множество людей, бой быков является и теперь самым любимым развлечением в Испании и т. п. С развитием культуры главным центром общественных развлечений стал театр, современной и наиболее популярной разновидностью которого, является кинематограф.

Роль и характер общественных и частных развлечений и праздников определяются и климатом, и бытовой обстановкой, и темпераментом народа и, наконец, его общим культурным уровнем. В теплых и жарких странах преобладают зрелища и развлечения на открытом воздухе. Тесные и неуютные жилища малокультурных народов годятся только для семьи; поэтому хозяева, свободные от работы, время проводят на открытом воздухе или в общественных домах, посвящая беседам и развлечениям. Можно сказать, что чем ниже культурный уровень народа, тем больше у него общественных и домашних праздников и развлечений и хождения в гости к соседям. Европейцев всегда удивляло то огромное количество времени, какое отдается празднествам и развлечениям у малокультурных народов, которые в этом отношении похожи на детей и далеки от понятия о том, что время имеет ценность. Папуасы работают только от солнечного восхода до полудня, а остальное время беседуют, поют и пляшут; эскимосы почти всю зиму развлекаются в общественных домах; такими же любителями увеселений оказываются и другие американские туземцы. Но по любви к увеселениям, особенно к пляске, никто не может сравняться с африканскими и американскими народами.