Обряды, обычаи, поверья, мифы, предрассудки        22 марта 2012        66         0

Индейцы племени муиска

muisku

У людей племени муиска, которые жили на землях, окружавших озеро Гуатавита и Боготу, когда здесь появились испанцы, было упорядоченное, экономически стабильное и в основном мирное общественное устройство. Они занимались сельским хозяйством, торговлей и искусно обрабатывали металлы.

В этом они совершенствовались несколько столетий. На ювелирных украшениях индейцев муиска были найдены следы древесного угля. Уголь исследовали радиоуглеродным методом и пришли к выводу, что золото относится к VI в. н. э. Когда солдаты Гонзало Жименеса де Квисады пришли на земли муиска (вскоре после покорения Франсиско Писарро инков в 1533 г.), они насчитали примерно миллион индейцев муиска. Люди Квисады захватывали один город за другим, легко покоряя жителей, вооруженных только деревянными мечами, щитами и дротиками: у муиска не было луков и стрел с отравленными наконечниками, как в других племенах. В долине Боготы испанцы увидели столько «прекрасных зданий и деревянных дворцов», что Квисада назвал ее Валле де Лос Альказарес, Долиной замков.

Крестьяне племени муиска выращивали зерновые культуры, помидоры, маниоку, бобы, кокаиновый кустарник, различные фрукты и картофель, который был в новинку испанцам. Сиеза де Леон писал, что «печеный картофель так же мягок, как печеные каштаны». Муиска делали бруски из соли, добывая ее из соленых колодцев. Торговали индейцы в основном золотом и другими полезными ископаемыми. У них не было ни вьючных животных, ни телег на колесах, поэтому свои товары они несли на себе туда, где жили соседние племена, или на ярмарки. Священник Педро Симон писал о базарах, где торговали каждые четыре дня и где собирались люди «разных национальностей из разных провинций», чтобы обмениваться всевозможными товарами, включая золото. По иронии судьбы индейцы муиска не имели собственных золотых месторождений.

Педро Симон описывал всевозможные строгости и жертвы, сопутствующие жизни индейцев муиска. Он писал, что вождь племени проходил шестилетнее ученичество, во время которого не имел права есть мясо, наслаждаться любовью и видеть солнечный свет: из дому он выходил только по ночам. Такие же ограничения, но на двенадцать лет, налагались на священнослужителей. Торговцы племени муиска покупали маленьких мальчиков, которых растили как рабов и приносили в жертву богу Солнца, когда те достигали половой зрелости.

Испанцы также описывают ритуал, в который трудно поверить: по их рассказам, молодых девушек часто использовали «для крепости» дворцов и храмов: их бросали в вырытые под опорные столбы ямы, засыпали землей, а затем вбивали в землю столбы. Археологи, занимавшиеся раскопками развалин дворца в Тиагуанако, столице империи, которая владела Южными Андами с 500 до 1000 г. н. э., нашли доказательства того, что такое действительно случалось, хотя происходило несколько иначе. Человеческие останки были обнаружены в земле по углам строения и около входа. Люди не были раздавлены, они сидели согнувшись. На них были медные браслеты, воротники из лазуритовых бусин и другие роскошные похоронные украшения.

Как писал Сиеза де Леон, когда вожди муиска шли на войну, они надевали большие золотые короны и толстые золотые браслеты и несли перед собой знамена, «покрытые, словно звездами, кусочками золота». Они покупали золото у индейцев из других областей Колумбии и создали собственную школу ювелирного мастерства, владея всеми известными тогда методами. Их изделия имели ярко выраженный стиль: обычно они были плоскими, иногда треугольными, часто на них были нанесены тексты изложение различных историй.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *