Теоретические вопросы        12 июля 2012        52         0

Индийское национально-освободительное движение

В конце XIX — начале XX в. в индийской деревне начался рост капиталистических отношений. Стала складываться торгово-ростовщическая сельская буржуазия, постепенно начали разрушаться внутриобщинные производственные связи, и соответственно многие ремесленники стали искать сбыта своей продукции на внешнем рынке или уходить из деревень на заработки в города или на плантации.

В художественных промыслах Индии складывались низшие формы капиталистических отношений — начали возникать мелкие мануфактуры. Нарастала тяга к территориальному сосредоточению ремесленников, занятых в одинаковых или близких видах производства, что привело к возникновению специализированных центров — целые города стали известны как такие центры. Продукция ремесленных мануфактур имела возможность хоть частично выдерживать конкуренцию с импортными фабричными товарами только благодаря тяжелейшей для ремесленника комплексной системе использования его труда — сочетанию капиталистической эксплуатации с ростовщической кабалой и зависимостью от скупщика и от лиц, снабжающих ремесленников сырьем.

Несмотря на свою забитость и зависимость от поставщиков сырья, работодателей и ростовщиков, несмотря на кастовые регуляции, ограничивавшие общение между членами разных ремесленных каст, городской ремесленный люд принимал участие в нараставшем год от года антиколониальном движении. Где бы в стране ни вспыхивали очаги восстаний, всюду против эксплуататоров и ростовщиков поднимались и ремесленники. Они составляли существенный компонент социальной базы и ряда реформаторских религиозных движений, тоже служивших выражением антиколониальной борьбы и борьбы за демократические свободы.

Сосредоточение значительной части мелких производителей-ремесленников в развивавшихся городских мануфактурах и на мелких капиталистических предприятиях сближало их с формирующимся фабричным пролетариатом в городах, которые превращались в начале XX в. в промышленные центры Индии — главным образом, центры хлопчатобумажной промышленности. Складывался все более широкий и все более единый фронт национально-освободительного движения.

Требования об улучшении условий труда ремесленников, об уменьшении ростовщических процентов, о снижении налогов, о пересмотре таможенных тарифов на ввозимые в Индию промышленные товары, подавлявшие и развитие индийской национальной промышленности и местное ремесленное производство, содержались во многих декларациях, заявлениях и ультиматумах, принимаемых во время митингов и заседаний самых разных политических организаций и партий, создававшихся в Индии в первой половине XX в.

Особое место в истории всего индийского национально-освободительного движения, и в частности движения против подавления ремесленного производства, занимает М. К. Ганди. Невозможно переоценить его роль в борьбе против заполнения индийского рынка английскими товарами и соответственно в борьбе за возрождение индийских ремесел, в первую очередь прядения и ткачества. Его призывы к проведению политики «свадеши» (т. е. поощрения всех сторон жизни, органически свойственных — «своей стране» — Индии) включали в себя и экономическую программу. Он говорил в 1916 г.: «Глубокая нищета народа есть в значительной мере следствие губительного отступления от принципов свадеши в экономике и промышленности. Если бы никакие товары не ввозились из-за границы, Индия была бы сегодня страной изобилия… Ткацкое ремесло находится при последнем издыхании. Во время своих прошлогодних поездок я нарочно старался повидать как можно больше ткачей, и было больно видеть, что их профессия исчезает, что целые семьи оставили это некогда процветающее и почетное занятие… я бы допустил, приветствовал бы, просил бы: пусть введут строгие оградительные пошлины на иностранные товары».

Сам Ганди ежедневно занимался ручным прядением и носил только домотканую одежду, призывая представителей всех слоев населения следовать его примеру. По его призывам в Индии проводились кампании бойкота английских фабричных товаров, во время которых население, в частности, сжигало на кострах английские ткани. Изучением состояния мелкого ремесленного производства стал заниматься созданный в 1938 г. Национальный комитет планирования, возглавлявшийся Дж. Неру.

Однако в условиях колониальной эксплуатации все эти меры не могли, естественно, привести к кардинальным изменениям в положении индийских ремесленников. Продолжал усиливаться регресс многих видов ремесленного производства, а некоторые ремесла практически прекратили свое существование. Даже кампания по поощрению ручного производства тканей-кхади (из изготовленной вручную пряжи), проводимая Ганди, не оказала заметного влияния на объем производства тканей в стране, хотя и привлекла к ручному ткачеству всеобщее внимание.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *