Полевые археологические исследования        11 ноября 2012        135         0

Иноземное влияние на культуру Шумера

Начало урукского периода условно определяется появлением в — XIV слое пробного шурфа, заложенного в двадцатиметровой толще культурных наслоений во дворе доисторического храма из известняка (- V), в Э-анна, в Уруке, нерасписной керамики, покрытой красной облицовкой, а также серой керамики. Эта простая темная керамика, вместе с такой же желтовато-серой посудой приходит на смену расписным обеидским сосудам и знаменует собою разрыв со старой керамической традицией. В том же слое появляются чашки и кувшины с ручками, также чуждые обеидской культуре.

Иноземное влияние на культуру Шумера

Ограниченность материала, добытого в узком пробном шурфе, не дает возможности решить, в какой мере другие нововведения, как, например, несомненное применение в урукский период лука, соответствуют изменениям в области керамики. Новые формы сосудов и технические приемы в области производства керамики служат достаточным доказательством того, что культура Шумера была значительно, подвержена иноземному влиянию, которое, что весьма вероятно, может объясняться проникновением сюда нового этнического элемента. Поскольку красная и серая керамика и сосуды с ручками еще задолго до этого имели широкое распространение в Северной Сирии и Палестине, вполне возможно, что эта новая волна явилась с запада или с северо-запада. Если мы примем приток иммигрантов за бесспорный факт, то наиболее вероятными кандидатами должны являться семиты.

Должны ли мы приписывать введение более высокой техники и установление более передового общественного строя этим «чужеземцам»? Даже древнейшая керамика урукского периода из Урука — XIV и Эриду — V включает сосуды, изготовленные на гончарном круге. По единодушному признанию, изобретение гончарного круга не только само по себе создает целую эпоху, но свидетельствует также о более сложной системе хозяйства, о применении металлических орудий, а в связи с этим и о появлении профессиональных металлургов, и почти всегда совпадает с применением повозки на колесах. Отсюда, однако, не следует, что все эти нововведения или хотя бы некоторые из них были занесены в Шумер извне вместе с новыми керамическими формами и приемами производства глиняной посуды в начале урукского периода.

Мы уже приводили косвенные свидетельства о применении металла еще в обеидскую эпоху. Кроме того, мы не знаем ни одной культуры, особенно на западе, которая была бы древнее, чем обеидская культура Шумера и вместе с тем опережала бы ее в техническом и социальном развитии. В то же время можно предполагать, что эксплуатация земли в дельте Тигра и Евфрата породила именно такие социальные и экономические условия, в которых металлургия и применение повозок на колесах были бы весьма полезны и при которых каждое отдельное поселение могло достигнуть относительно больших размеров, а общественных излишков должно было хватать на пропитание гончаров, металлургов и других мастеров-профессионалов.

Примесь чуждых традиций, порожденных иными, характерными для запада природными условиями, бесспорно, обогатила культурное наследие земледельческо-скотоводческого населения болотистой дельты. Но ничто не свидетельствует о подавлении местной культуры какой-то другой, «более высокой» культурой. Правда, в урукский период деревни с их земледельческим населением выросли в города, концентрировавшиеся вокруг больших храмов, однако мы не можем утверждать, что все эти достижения были принесены в культуру Шумер в готовом виде из ка-кого-то неизвестного, находящегося вне этой территории центра. На основании археологических данных мы можем сделать вывод лишь о развитии новой экономики, направленной на использование и поддержку труда новых групп специалистов, о применении новых плодотворных технических приемов и приспособлений и, как следствие этого, о росте населения.

Добавить комментарий