Путешествия и открытия        02 сентября 2013        87         0

Ирокезские племена

Ирокезские племена

Когда речь заходит об ирокезской семье языков, имеется в виду вполне определенный круг племен, родственных как в языковом, так и в этнокультурном отношении. В их число входят пять племен собственно ирокезов, традиционно проживавших на территории штата Нью-Йорк; гуроны, или виандоты; эри; тиононтати, или «нейтральные»; венро; конестоги, или сусквеханноки; тускароры; а также чероки, отдаленное языковое родство которых с ирокезами теперь не подвергается сомнению. Под собственно ирокезами подразумевают только пять племен — это могауки (каниенга), онондага, онайда, кайюга и сенека.

Ирокезские племена, насколько можно судить по имеющимся историко-археологическим данным, издавна группировались на северо-востоке Северной Америки, в центре озерно-лесного края. Этим племенам, в отличие от алгонкинов, не был свойствен полукочевой, семейно-изолированный образ жизни; напротив, образуя довольно людные поселения, они надолго оседали в них, занимаясь преимущественно земледелием.

Великая Лига

Важная роль в истории Америки выпала на долю пяти собственно ирокезских племен. Это произошло по ряду причин: они владели ключевыми территориями; в количественном отношении превосходили своих соседей; рано объединились в могущественный союз, получивший название Великой Лиги (Great League, Commonwealth — так по-разному переводят на английский язык ирокезское «Kayanehrcnkowa»), в 1715 г. к ним присоединились тускароры, отчего позже союз нередко именовали Союзом шести племен. Объединение ирокезов позволило им занять главенствующее положение среди всех приатлантических племен.

В период расцвета ирокезский союз контролировал почти четверть современной территории США — от реки Святого Лаврентия на севере до района Теннесси на юге, от Атлантики на востоке до реки Миссисипи на западе. Но и с усилением европейского влияния на континенте Великая Лига продолжала играть важную политическую роль, выступая союзником или противником европейских держав в войнах за обладание колониями. Эта роль сохранялась за ней и в период упадка Лиги — во времена американской буржуазной революции, войны 1812-1814 гг. и даже позже. Парадокс Лиги заключается в том, что хотя добиться политического единства всем пяти племенам удавалось редко (считается, что союз ирокезов распался к 1791 г., но это верно лишь применительно к политическому единству), ее культурное наследие, важнейшие нормы и установления, мифологические и фольклорные образы продолжают жить и поныне. Сами ирокезы любят подчеркивать тот факт, что Лига никогда официально не была распущена и отмены связующих ее законов не произошло; моральный же авторитет ее в ирокезском обществе весьма велик.

Историческое наследие Лиги до сих пор служит предметом пристального научного внимания; как показали исследования Л. Г. Моргана (открытия, сделанные им в области, ирокезского рода), социальный и историко-культурный опыт Лиги имеет общечеловеческое значение. Кстати, путь в большую науку начался для Моргана именно с открытия феномена Великой Лиги: в 1845 г. он юношей отправился в ирокезскую резервацию Тонаванда, чтобы уточнить подробности учрежденного им для друзей Великого Ордена Ирокезов. Увиденное в поездке оставило впечатление на всю жизнь, вдохновив его на создание трудов «Лига Ходеносауни», «Древнее общество» и ряда других.

Об ирокезском союзе племен существует обширная литература; еще описания путешественников XVI в., так называемые «Отчеты иезуитов», составили целый пласт источников о Великой Лиге. Из круга источников о Лиге нас интересуют, прежде всего, те, что относятся к фольклорному наследию, — историко-эпические произведения, в которых с наибольшей полнотой отразились идеология и художественное мышление ирокезов, воплотились социальные, нравственные нормы внутри и межплеменного общения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *