Техника живописи и скульптурные приемы        29 марта 2013        44         0

Искусство эпохи Нового царства

Двойственность настроения искусства эпохи Нового царства в еще большей мере находит себе отражение в гробничных росписях. Стремление к строгому геометрическому построению мы наблюдаем на шествии дочерей номарха Тутхотепа в Эль-Берше. Из росписи устранена всякая личная характеристика идущих друг за другом девушек, и весь ряд их сведен к чистому орнаменту с ярким отпечатком геометризма. Резко-плоскостная фигура превращается в комплекс углов, встречающихся и скрещивающихся в разных направлениях.

Искусство эпохи Нового царства

Роспись из Эль-Берше, одна из дочерей Тутхотепа.

Локоть левой руки обращен вершиной острого угла вниз, цветок лотоса в руке девушки, имея форму колокольчика, как бы сложен из зелено-голубых углов, обращенных вершинами в разные стороны. Ожерелье на груди образует два треугольника, обращенные друг к другу вершинами.

И наряду с этой чисто орнаментальной фигурой мы видим карикатурное изображение худого пастуха из росписей гробницы в Меире, у которого торчат все ребра, и который опирается на суковатую, кривую палку, как бы повторяющую его собственную фигуру. Не менее характерна натуралистически — тонко схваченная кошка в зарослях папируса из росписей бени-хассанских гробниц.

Искусство эпохи Нового царства

Роспись Бени-Хассана – кошка в зарослях камыша.

Глаз кошки передан в профиль, поза напряженного выслеживания добычи, переданная четким контуром, напоминает такие же тонко-подмеченные рисунки японских художников. Самое же характерное — это передача стеблей папируса, склоняющихся в разные стороны. Орнаментальный ряд стройных папирусовых стеблей, характерный для Древнего царства, сохранен лишь отчасти и уступает место, остро прочувствованным реальным формам.

Искусство эпохи Нового царства

Роспись Древнего Царства – вельможа, катающийся в зарослях папируса.

В этой двойственности Среднего царства сказывается, с одной стороны, то же противоречие между древней традицией и новыми формами жизни, которое сквозит в литературе, а с другой стороны, может быть, наличие местных школ. Найденные росписи из гробницы в Меире порывают, напр., со строгим дроблением всей композиции рисунка на горизонтальные строки, заставляя линии горного ландшафта пересекать друг друга и пытаясь придать всей росписи характер вида сверху.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *